Пояснительная записка
Разноаспектный анализ текста — это курс, который помогает учащимся 11 классов
подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.
В рамках курса учащиеся:
повторяют, что такое сочинение-рассуждение и в чём его особенности;
определяют последовательность анализа исходного текста;
представляют, какие требования предъявляются к сочинению-рассуждению;
знакомятся с основными темами и проблемами, которые рассматривают авторы
текстов;
пополняют словарный запас словами и выражениями, необходимыми для
успешного написания сочинения;
учатся анализировать исходные авторские тексты в разных аспектах
(стилистическом, композиционно-содержательном, орфографическом,
пунктуационном, лексическом и т.д.) и создавать собственные тексты;
знакомятся с основными видами ошибок, которые допускаются выпускниками,
и узнают способы их устранения.
В течение изучения курса каждый ученик должен выполнить практические задания и
тренировочные упражнения (текущий контроль), а в конце изучения курса —
написать сочинение-рассуждение (итоговый контроль), которое оценивается в
соответствии с критериями оценки КИМов ЕГЭ.
Цели изучения предмета:
1. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре
рецензии или эссе.
2. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной
речью.
3. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание
текстов разных функциональных стилей.
4. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и
объяснять их роль в тексте.
5. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое,
индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений.
Место в учебном плане (реализуется через внеурочную деятельность)
11 класс – 34 часа (1 час в неделю)
Содержание курса «Разноаспектный анализ текста»
11 класс
Стилистический и типологический анализ текста
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста.
Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические,
синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Лингвистический анализ текста.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и
рассуждение. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих
описание и рассуждение. Анализ лексики: многозначные слова, переносное
значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления,
фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие
(эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола,
литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный
символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор,
анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос,
риторическое
восклицание,
риторическое
обращение,
синтаксические
конструкции.
Анализ текста. Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ
композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к
сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение
собственного мнения. Тренировочные сочинения.
Практические работы: 1) написание сочинений
2) редактирование.
Планируемые результаты освоения курса
«Разноаспектный анализ текста»
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально- экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15)
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметные результаты :
10 класс
1. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными).
2. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения.
3. Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки
зрения его основных признаков и структуры.
4. Применение знаний о языке в практике правописания, при анализе
языковых единиц и явлений, при создании собственного текста.
11 класс
1. Понимание и интерпретация текста;
2. Создание связного высказывания, выражение в нём собственного мнения по
поводу прочитанного текста.
3. Аргументация своего мнения с опорой на жизненный или читательский опыт.
В результате изучения курса выпускники научатся:
• понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать
информацию, содержащуюся в тексте);
• определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
• оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел
собственного высказывания, определять его основную мысль;
• соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и
пунктуационные.
Выпускники получат возможность научиться:
• выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике
выражения своего коммуникативного намерения; • выбирать нужный для
данного случая стиль и тип речи;
• отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность
речи;
• самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно
выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого
поведения
Поурочное планирование.
11 класс
№
п/п
Тема.
Кол-во
часов
Тема 1. Стилистический и
типологический анализ текста
7
1
Дата
1
05.09.25
Текст. Тема и основная мысль
текста. Средства связи между
частями текста
2
Способы связи предложений в
тексте.
1
12.09.25
3
Лексические,
морфологические
средства организации
текста.
1
19.09.25
4
Синтаксические
средства организации
текста.
1
26.09.25
5
Нормы
словоупотребления
1
03.10.25
6
Стили речи. Типы речи .
1
10.10.25
7
Стилистические нормы
1
17. 10.25
Тема 2. Лингвистический анализ
текста
8
Изобразительно-выразительные
средства языка.
11
1
24.10.25
9
Многозначные слова. Переносное
значение слова.
1
07.11.25
10
Лексика ограниченного
употребления.
1
14.11.25
11
Фразеологизмы.
1
21.11.25
12
1
28.11.25 антонимы
Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы.
Контекстные
13
Антонимы. Контекстные антонимы 1
05.12.25
14
Фонетические средства
выразительности: аллитерация,
ассонанс, эвфония, диссонанс.
Звукопись.
1
12.12.25
15
Нормы орфоэпии
1
19.12.25
16
Тропы:
метафоры, сравнение,
эпитет, олицетворение, ирония,
гипербола, метафора, аллегория,
перифраза
1
26.12.25
17
Художественный символ,
паронимы.
1
09.01.26
18
1
Стилистические фигуры:
градация, антитеза, оксюморон,
лексический повтор, анафора,
эпифора, параллелизм, эллипсис,
умолчание, риторические фигуры,
синтаксические конструкции.
16.01.26
Тема 3. Анализ текста.
3
19
Тексты функционального стиля.
1
23.01.26
20
Анализ композиции
текстов
научного, публицистического,
разговорного стилей.
1
30.01.26
1
Тема 4. Композиция и языковое 8
оформление сочинения.
1
Проблемы в художественных и
публицистических текстах.
06.02.26
21
22
Рецензия. Эссе.
13.02.26
23
Авторская позиция в тексте.
1
20.02.26
24
Роль вступления и заключения в
сочинении-рассуждении.
1
27.02.26
25
Основная часть сочинения.
1
06.03.26
26
1
Определение собственного
мнения по проблеме, аргументация
своей позиции.
13.03.26
27
Подбор аргументов из литературы 1
к основным проблемам в
сочинении.
20.03.26
28
Подбор аргументов из жизненного 1
опыта к основным проблемам в
сочинении
03.04.26
29
Заключительная часть сочинения.
Цель и форма заключения
1
10.04.26
Тема 5. Создание собственных
текстов
5
30
Сочинение-рассуждение по
художественному тексту.
1
17.04.26
31
Сочинение-рассуждение по
художественному тексту
1
24.04.26
32
Сочинение-рассуждение по
публицистическому тексту
1
08.05.26
33
Сочинение-рассуждение по
публицистическому тексту
1
15.05.26
34
Сочинение-рассуждение по
публицистическому тексту
1
23.05.26
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://моиуроки.рф/
https://www.yaklass.ru/