РП Разноаспектный анализ текста 11 класс

Пояснительная записка
Разноаспектный анализ текста — это курс, который помогает учащимся 11 классов
подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.
В рамках курса учащиеся:
 повторяют, что такое сочинение-рассуждение и в чём его особенности;
 определяют последовательность анализа исходного текста;
 представляют, какие требования предъявляются к сочинению-рассуждению;
 знакомятся с основными темами и проблемами, которые рассматривают авторы
текстов;
 пополняют словарный запас словами и выражениями, необходимыми для
успешного написания сочинения;
 учатся анализировать исходные авторские тексты в разных аспектах
(стилистическом, композиционно-содержательном, орфографическом,
пунктуационном, лексическом и т.д.) и создавать собственные тексты;
 знакомятся с основными видами ошибок, которые допускаются выпускниками,
и узнают способы их устранения.
В течение изучения курса каждый ученик должен выполнить практические задания и
тренировочные упражнения (текущий контроль), а в конце изучения курса —
написать сочинение-рассуждение (итоговый контроль), которое оценивается в
соответствии с критериями оценки КИМов ЕГЭ.
Цели изучения предмета:
1. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре
рецензии или эссе.
2. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной
речью.
3. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание
текстов разных функциональных стилей.
4. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и
объяснять их роль в тексте.
5. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое,
индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений.
Место в учебном плане (реализуется через внеурочную деятельность)
11 класс – 34 часа (1 час в неделю)

Содержание курса «Разноаспектный анализ текста»
11 класс
Стилистический и типологический анализ текста
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста.
Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические,

синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Лингвистический анализ текста.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и
рассуждение. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих
описание и рассуждение. Анализ лексики: многозначные слова, переносное
значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления,
фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие
(эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола,
литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный
символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор,
анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос,
риторическое
восклицание,
риторическое
обращение,
синтаксические
конструкции.
Анализ текста. Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ
композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к
сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение
собственного мнения. Тренировочные сочинения.
Практические работы: 1) написание сочинений
2) редактирование.
Планируемые результаты освоения курса
«Разноаспектный анализ текста»
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего

места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально- экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15)
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы

деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметные результаты :
10 класс
1. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными).
2. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения.
3. Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки
зрения его основных признаков и структуры.
4. Применение знаний о языке в практике правописания, при анализе
языковых единиц и явлений, при создании собственного текста.

11 класс
1. Понимание и интерпретация текста;
2. Создание связного высказывания, выражение в нём собственного мнения по

поводу прочитанного текста.
3. Аргументация своего мнения с опорой на жизненный или читательский опыт.
В результате изучения курса выпускники научатся:
• понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать
информацию, содержащуюся в тексте);
• определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
• оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел
собственного высказывания, определять его основную мысль;
• соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и
пунктуационные.
Выпускники получат возможность научиться:
• выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике
выражения своего коммуникативного намерения; • выбирать нужный для
данного случая стиль и тип речи;
• отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность
речи;
• самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно
выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого
поведения

Поурочное планирование.
11 класс
№
п/п

Тема.

Кол-во
часов

Тема 1. Стилистический и
типологический анализ текста

7

1

Дата

1

05.09.25

Текст. Тема и основная мысль
текста. Средства связи между
частями текста
2

Способы связи предложений в
тексте.

1

12.09.25

3

Лексические,
морфологические
средства организации
текста.

1

19.09.25

4

Синтаксические
средства организации
текста.

1

26.09.25

5

Нормы
словоупотребления

1

03.10.25

6

Стили речи. Типы речи .

1

10.10.25

7

Стилистические нормы

1

17. 10.25

Тема 2. Лингвистический анализ
текста
8

Изобразительно-выразительные
средства языка.

11
1

24.10.25

9

Многозначные слова. Переносное
значение слова.

1

07.11.25

10

Лексика ограниченного
употребления.

1

14.11.25

11

Фразеологизмы.

1

21.11.25

12

1
28.11.25 антонимы
Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы.
Контекстные

13

Антонимы. Контекстные антонимы 1

05.12.25

14

Фонетические средства
выразительности: аллитерация,
ассонанс, эвфония, диссонанс.
Звукопись.

1

12.12.25

15

Нормы орфоэпии

1

19.12.25

16

Тропы:
метафоры, сравнение,
эпитет, олицетворение, ирония,
гипербола, метафора, аллегория,
перифраза

1

26.12.25

17

Художественный символ,
паронимы.

1

09.01.26

18

1
Стилистические фигуры:
градация, антитеза, оксюморон,
лексический повтор, анафора,
эпифора, параллелизм, эллипсис,
умолчание, риторические фигуры,
синтаксические конструкции.

16.01.26

Тема 3. Анализ текста.

3

19

Тексты функционального стиля.

1

23.01.26

20

Анализ композиции
текстов
научного, публицистического,
разговорного стилей.

1

30.01.26

1
Тема 4. Композиция и языковое 8
оформление сочинения.
1
Проблемы в художественных и
публицистических текстах.

06.02.26

21

22

Рецензия. Эссе.

13.02.26

23

Авторская позиция в тексте.

1

20.02.26

24

Роль вступления и заключения в
сочинении-рассуждении.

1

27.02.26

25

Основная часть сочинения.

1

06.03.26

26

1
Определение собственного
мнения по проблеме, аргументация
своей позиции.

13.03.26

27

Подбор аргументов из литературы 1
к основным проблемам в
сочинении.

20.03.26

28

Подбор аргументов из жизненного 1
опыта к основным проблемам в
сочинении

03.04.26

29

Заключительная часть сочинения.
Цель и форма заключения

1

10.04.26

Тема 5. Создание собственных
текстов

5

30

Сочинение-рассуждение по
художественному тексту.

1

17.04.26

31

Сочинение-рассуждение по
художественному тексту

1

24.04.26

32

Сочинение-рассуждение по
публицистическому тексту

1

08.05.26

33

Сочинение-рассуждение по
публицистическому тексту

1

15.05.26

34

Сочинение-рассуждение по
публицистическому тексту

1

23.05.26

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://моиуроки.рф/
https://www.yaklass.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».