Программа «Подросток и закон» предназначена для организации
познавательной деятельности школьников, срок реализации – 1 год.
Продолжительность реализации – 34 часа за 1 год, из них – 31 теоретических, 3
практических. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в
год). Занятия проводятся по расписанию.
Направленность программы: социальная.
Актуальность программы обусловлена тем, что содержание правового
образования обучающихся определяется с учетом коренных изменений, которые
происходят в России и новым характером отношений между государством,
личностью и социальным положением гражданина.
Цель программы внеурочной деятельности - формирование у
школьников правовой культуры, способности и готовности к социально
преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству).
Задачи программы:
сформировать способность видеть и понимать социальные проблемы;
сформировать способность и готовность вступать в конструктивную
коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами
вокруг общественно-значимых проблем;
сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с
другими субъектами решать общественно-значимые проблемы.
Планируемые результаты освоения курса
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об
обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового
образования. Иметь представления о понятиях: равноправие, хороший и плохой
поступок, правило, закон, права человека, социальная помощь, Конституция РФ,
Декларация и Конвенция ООН, ребенок, гражданство, здоровый образ жизни,
право, обязанность, ответственность
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи
в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и
нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной
культуры России.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы
критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам:
духовно-нравственные и количественные.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную,
направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения
культуры в городе, т.д.);
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную,
направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе,
анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе)–
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой
литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей
российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого и целостного отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на
основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных
норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки.
№
Тема урока
1.
Кол-во
часов
Календарно-тематическое планирование для 6 класса
Контрольная
работа
Практическая
работа
Виды и формы
контроля
Письменный
контроль,
устный опрос
Письменный
контроль
Устный
опрос
Устный
опрос
Тестирование
Нормы права
1.
Законодательство. Основные
понятия.
1
0
1
2.
Конституция РФ.
1
0
1
3.
Понятие, признаки, функции
права.
Формы (источники) права.
1
0
1
1
0
1
Правомерное поведение,
правонарушение.
Понятие правонарушения.
Причины правонарушений.
Проступок, правонарушение,
преступление.
Нормы поведения в обществе.
1
0
1
1
1
0
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
1
0
0
1
1
0
1
2
0
1
2
0
1
14
Действия несовершеннолетних 1
в случае конфликтных
ситуаций.
0
1
15
Права и обязанности
несовершеннолетних.
1
0
16
Права и обязанности
родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних.
Виды ответственности
1
0
1
1
0
1
4.
5.
6.
7.
8.
Комендантский час.
Ответственность за нарушение
комендантского часа.
10. Защита прав детей в обществе.
11. Правоспособность и
дееспособность ребенка.
11 Правопорядок. Понятие.
9.
12
13
17
Составляющие элементы
правопорядка.
Конфликты
несовершеннолетних, пути их
разрешения.
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Тестирование
Устный
опрос
Устный
опрос
Письменный
опрос
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Устный
примечание
несовершеннолетних.
опрос;
Тестирование
Устный
опрос
18
Здоровый образ жизни, как
основа правопорядка.
1
1
0
19
Групповые правонарушения,
понятия. Ответственность.
1
0
1
Устный
опрос
20
Решение конфликтных
ситуаций мирным путем
Решение конфликтных
ситуаций мирным путем
Личные (гражданские) права
человека
1
0
1
1
0
1
1
0
1
23
Правонарушения в сети
Интернет.
1
0
1
24
Дети и терроризм.
Профилактика терроризма
среди несовершеннолетних.
Правопорядок и полиция.
1
0
1
Устный
опрос
Практическая
работа
Письменный
контроль;
устный опрос
Письменный
контроль;
устный опрос
Письменный
контроль
1
1
0
26
Я выбираю жизнь. Здоровый
образ жизни.
1
0
1
27
Как не попасть в беду.
Как не стать жертвой
преступления.
Если тебя задержала полиция
2
0
1
1
0
1
1
0
1
30
Ролевая игра «Трудное
решение»
Итоговое повторение
1
0
1
31
Итоговое повторение
1
0
1
4
30
21
22
25
28
29
Итого: 34
Письменный
контроль
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Письменный
контроль;
устный опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
№
Тема урока
1.
Кол-во
часов
Календарно-тематическое планирование для 7 класса
Контрольная
работа
Практическая
работа
Виды и формы
контроля
Письменный
контроль,
устный опрос
Письменный
контроль
Устный
опрос
Устный
опрос
Тестирование
Нормы права
1.
Законодательство. Основные
понятия.
1
0
1
2.
Конституция РФ.
1
0
1
3.
Понятие, признаки, функции
права.
Формы (источники) права.
1
0
1
1
0
1
Правомерное поведение,
правонарушение.
Понятие правонарушения.
Виды правонарушений.
Причины правонарушений.
Проступок, правонарушение,
преступление.
Нормы поведения в обществе.
1
0
1
1
1
0
Устный
опрос
1
0
1
1
0
1
1
0
1
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
1
1
1
0
0
1
1
0
1
2
0
1
2
0
1
14
Действия несовершеннолетних 1
в случае конфликтных
ситуаций.
0
1
15
Права и обязанности
несовершеннолетних.
1
0
16
Права и обязанности
родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних.
1
0
4.
5.
6.
7.
8.
Комендантский час.
Ответственность за нарушение
комендантского часа.
10. Защита прав детей в обществе.
11. Правоспособность и
дееспособность ребенка.
11 Правопорядок. Понятие.
9.
12
13
Составляющие элементы
правопорядка.
Конфликты
несовершеннолетних, пути их
разрешения.
1
Тестирование
Устный
опрос
Устный
опрос
Письменный
опрос
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Устный
опрос;
Письменный
контроль
примечание
17
Виды ответственности
несовершеннолетних.
1
0
1
18
Здоровый образ жизни, как
основа правопорядка.
1
1
0
19
Групповые правонарушения,
понятия. Ответственность.
1
0
1
Устный
опрос
1
0
1
Решение конфликтных
ситуаций мирным путем
Личные (гражданские) права
человека
1
0
1
1
0
1
23
Правонарушения в сети
Интернет.
1
0
1
24
Дети и терроризм.
Профилактика терроризма
среди несовершеннолетних.
Правопорядок и полиция.
1
0
1
Устный
опрос
Практическая
работа
Письменный
контроль;
устный опрос
Письменный
контроль;
устный опрос
Письменный
контроль
1
1
0
26
Я выбираю жизнь. Наркотики
и закон
1
0
1
27
Как не попасть в беду.
Как не стать жертвой
преступления.
Если тебя задержала полиция
2
0
1
1
0
1
1
0
1
30
Ролевая игра «Трудное
решение»
Итоговое повторение
1
0
1
31
Итоговое повторение
1
0
1
4
30
20
21
22
25
28
29
Итого: 34
Устный
опрос;
Тестирование
Устный
опрос
Письменный
контроль
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Письменный
контроль;
устный опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
№
Тема урока
1.
Кол-во
часов
Календарно-тематическое планирование для 8 класса
Контрольная
работа
Практическая
работа
Виды и формы
контроля
Письменный
контроль,
устный опрос
Письменный
контроль
Устный
опрос
Устный
опрос
Тестирование
Нормы права
1.
Введение. Зачем нам нужны
законы?
1
0
1
2.
Правовое государство.
Конституция РФ.
Что такое вина? Презумпция
невиновности.
Что такое ответственность?
1
0
1
1
0
1
1
0
1
Виды юридической
ответственности.
Нормы поведения в обществе.
1
0
1
1
0
1
Комендантский час.
Ответственность за нарушения
КЧ.
8 Проступок, правонарушение,
преступление. Правомерное
поведение.
9 Понятие правонарушения.
10 Виды правонарушений.
1
0
1
1
0
1
Устный
опрос
1
1
1
0
0
1
11 Причины правонарушений
1
0
1
12 Виды правонарушений.
Ответственность за
правонарушения.
13 Преступления и юридическая
ответственность.
2
0
1
Тестирование
Устный
опрос
Устный
опрос
Письменный
опрос
2
0
1
14 Взыскания и наказания.
1
0
1
15 Дисциплинарная
ответственность
несовершеннолетних.
1
0
16 Административная
ответственность
несовершеннолетних.
1
0
1
17 Уголовная ответственность
1
0
1
3.
4.
5.
6
7
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Устный
примечание
несовершеннолетних.
опрос;
Тестирование
Устный
опрос
18 Правопорядок.
1
1
0
19 Здоровый образ жизни, как
составляющий элемент
правопорядка.
20 Групповые правонарушения
несовершеннолетних.
Ответственность.
21 Решение конфликтных
ситуаций мирным путем
22 Личные (гражданские) права
человека
1
0
1
Устный
опрос
1
0
1
Устный
опрос
1
0
1
1
0
1
23 Права, обязанности
несовершеннолетних и
родителей
24 Дети и терроризм.
Профилактика терроризма
среди несовершеннолетних.
25 Правопорядок и полиция.
1
0
1
1
0
1
Практическая
работа
Письменный
контроль;
устный опрос
Письменный
контроль;
устный опрос
Письменный
контроль
1
1
0
26 Я выбираю жизнь. Наркотики и 1
закон
0
1
26 Как не попасть в беду.
Как не стать жертвой
преступления.
Если тебя задержала полиция
2
0
1
1
0
1
27 Ролевая игра «Трудное
решение»
28 Итоговое повторение
1
0
1
1
0
1
29 Итоговое повторение
1
0
1
3
31
Итого: 34
Письменный
контроль
Устный
опрос;
Письменный
контроль
Письменный
контроль;
устный опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос