Научно-методическое сопровождение деятельности учителя
01.01.2017
Отличительной чертой образования рубежа ХХ - ХХI века является динамизм:
в современных быстро меняющихся условиях, при изменяющихся педагогических
парадигмах, внедрении инноваций требуется и творческий учитель, отличающийся
мобильностью, активностью, гибкостью, применяющий на своих занятиях различные
педагогические технологии, способный успешно и быстро решать педагогические задачи.
На настоящем этапе возникла необходимость в качественно иной подготовке учителя,
позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Внедрение инноваций требует от образовательных учреждений переходить к новым методам поддержки учителей, таким, как, например, научно-методическое сопровождение, что позволит обеспечить качественный уровень образования.
Научно-методическое сопровождение деятельности учителя – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Современные исследователи проблем научно-методического сопровождения, в частности, М.Н. Певзнер, Е.И. Винтер отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности учителей более индивидуализировано и гибко, имеет более тонкую инструментовку, осуществляется постоянное отслеживание заданной траектории, носит опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений, имеет постоянный характер.
Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что научно-методическое сопровождение действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций.
Представленная модель включает четыре последовательных этапа:
Цель первого, аналитико-диагностического этапа - диагностика профессиональной позиции учителя, потребностей в профессиональном саморазвитии и экспертиза проблем, возникающих в профессиональной деятельности.
Данный этап организуется на основе запроса образовательного учреждения на овладение педагогами, какими либо функциями и образовательных программ учреждения, которые учитывают современное состояние системы образования, новые тенденции и требования. Кроме того, здесь, в-первую очередь, необходимо учитывать потребности самих учителей.
На этом этапе проведенное индивидуальное собеседование для выявления затруднений, возникающих в профессиональной деятельности, и потребностей педагогов в профессиональном саморазвитии призвано помочь выявить противоречия между целями и задачами образования и используемыми методами, приемами, средствами и формами; определить возможности устранения этих противоречий. Все это необходимо учитывать при составлении индивидуального маршрута научно-методического сопровождения.
Важным моментом на аналитико-диагностическом этапе становится создание благоприятных условий и творческой атмосферы в школе для осознания педагогами необходимости самосовершенствования.
Цель второго, проектировочного этапа - составление индивидуального маршрута научно-методического сопровождение с учётом выявленных ранее запросов, происходит индивидуальный отбор форм, средств и методов сопровождения. На данном этапе важна совокупная работа учителя-предметника, психолога, директора школы, завуча по научно-методической работе и иных привлеченных специалистов.
Кроме того, на данном этапе возможно провести собеседование по ожидаемым результатам. Это позволит и сопровождаемому и тем, кто осуществляет научно-методическое сопровождение отследить направления, цели, планируемые результаты и способы достижения, что станет логическим завершением двух первых этапов, с одной стороны, а с другой, на последнем, контрольно-оценочном, этапе позволит более успешно провести рефлексию собственной деятельности.
Цель этапа реализации маршрута - преодоление диагностированных затруднений в профессиональной деятельности учителя на основании выбранных форм и методов научно-методического сопровождения. Эта цель обуславливается, с одной стороны, образовательными приоритетами и особенностями образовательного учреждения, с другой – личными профессиональными задачами деятельности педагога. Безусловно, эта цель должна быть индивидуальной, что предполагает адресность маршрута и его реальное место в работе по развитию профессионально значимых качеств.
На третьем этапе происходит реализация индивидуального маршрута научно-методического сопровождения, под которым мы понимаем процесс реализации учителем своих профессиональных функций с учетом отобранных форм, методов, технологий, направленный на решение определенных задач. На этапе реализации индивидуального плана научно-методического сопровождения учителя крайне важным компонентом является корректировка сопровождения с учётом выявления неэффективных форм и средств и появлением новых профессиональных проблем и потребностей. Важным моментом здесь является создание необходимых условий для реализации маршрута, а также систематическое стимулирование учителей.
Результатом реализации индивидуального плана научно-методического сопровождения является осмысление педагогом своей профессиональной позиции и выстраивание собственной траектории профессионального развития в условиях деятельности в образовательном учреждении, а также решение профессиональных затруднений учителя, в конечном итоге – повышение качества образования.
Также в результате реализации индивидуального плана научно-методического сопровождения определяется способ решения педагогических ситуаций.
Цель контрольно-оценочного этапа – мониторинг и оценка реализации маршрута сопровождения. Цель обусловлена тем, что федеральной программой развития образования в качестве одной из основных задач была отмечена необходимость мониторинга развития системы образования.
Приоритетом такой модели научно-методического сопровождения деятельности учителя в образовательном учреждении является:
- развитие индивидуального стиля учителя;
- самоопределение каждого педагога в выборе форм, средств и методов организации своей профессиональной деятельности;
- дифференцированный подход к педагогу с учетом возраста, опыта, стажа;
- включение педагога в экспериментальную, поисковую, исследовательскую деятельность.
В современных, быстро меняющихся условиях, актуальной задачей школы становится адаптация преподавателей к такой обстановке, что соответствует парадигме «образование через всю жизнь». Для этого образовательному учреждению необходимо способствовать разрешению профессиональных затруднений учителей связанных с освоением новых методов и технологий преподавания, внедрением инноваций, информатизацией образования через усовершенствование работы научно-методических служб, что будет способствовать росту профессионализма преподавателей, а значит, и повешению качества образования данного образовательного учреждения в целом.
Список литературы:
- Винтер, Е.И. Вопросы организационно-стимулирующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов. // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8..
- Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н.Горычева, А.В.Петров, А.Г.Ширин / Под ред. М.Н.Певзнера, О.М.Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 316 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.02.2021
Дата обновления: 10.02.2021
Дата публикации: 01.01.2017