1.3. Действие настоящего Положения распространяется на всех обучающихся, принятых в
школу на обучение по федеральным образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, а также на родителей (законных
представителей) детей и педагогических работников, участвующих в реализации указанных
образовательных программ.
1.4. Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относятся к
компетенции общеобразовательной организации [1, пункт 10 части 3 статьи 28].
1.5. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией
обучающихся в общеобразовательной организации [2, часть 1 пункта 25].
1.6. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной
аттестации
обучающихся
определяются
общеобразовательной
организацией самостоятельно [2, часть 2 пункта 25].
1.7. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной
программе по каждому уровню образования определяются соответствующими
федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными
государственными требованиями, образовательными стандартами, федеральной основной
образовательной программой и самостоятельно устанавливаемыми требованиями [1, часть 5
статьи 17].
1.8. Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную
программу учебного года, переводятся в следующий класс [2, часть 2 пункта 26].
1.9. Освоение обучающимися образовательных программ основного общего и среднего
общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной [2,
часть 1 пункта 26].
2. Оценка качества образования.
2.1. Внутреннее и внешнее оценивание
2.1.1. На всех уровнях школьного образования система оценивания включает различные
формы оценки, которые можно условно разделить на две большие группы – внутреннее
(внутришкольное) оценивание и внешнее оценивание. Они направлены на выявление
особенностей достижения обучающимися образовательных результатов [11, часть 1 пункта
1.2].
2.1.2. Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации
процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами
общеобразовательной организации (положением) и должно включать:
• стартовую диагностику, направленную на оценку общей готовности обучающихся
к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к
прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки
качества образования;
• текущую и тематическую оценку, представляющую собой процедуру оценки
индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного
предмета и определяемую учителем в соответствии с целями изучения тематического
раздела, учебного модуля, учебного периода и пр.;
• итоговую оценку, представляющую собой результат учёбы выпускника на
протяжении определённого периода (например 10 и 11 классов); она формируется из
промежуточных оценок за предусмотренный период обучения (четверть или
полугодие) и годовым значением;
• промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации
обучающихся по предмету (предметам), которая может проводиться по итогам
учебного года или иного учебного периода;
• комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения
обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов;
•
психолого-педагогическое наблюдение, представляющее собой длительное,
планомерное и целенаправленное активное или пассивное наблюдение за
обучающимся с целью сбора информации с последующей обязательной
систематизацией полученных данных и формулированием возможных выводов;
• внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся, представляет
собой непрерывное наблюдение за состоянием педагогической системы школы для
анализа происходящих в ней изменений, выявления факторов, которые влияют на
достижение качества образования, и принятия обоснованных управленческих
решений.
[11, часть 2 пункта 1.2]
2.1.3. Внешняя оценка проводится федеральными или региональными органами
управления образованием. Внешние оценочные процедуры показывают, насколько
объективно общеобразовательная организация оценивает результаты обучающихся.
К процедурам внешней оценки относятся:
• государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и
среднего общего образования);
• всероссийские проверочные работы как комплексный проект в области оценки
качества образования, направленный на развитие единого образовательного
пространства в Российской Федерации;
• мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального
уровней.
[11, часть 3 пункта 1.2]
2.2. Критериальное оценивание.
2.2.1. В условиях индивидуализации процесса обучения на всех уровнях общего
образования представляется целесообразным внедрение критериального оценивания,
которое применяется при реализации форм внутреннего оценивания [11, часть 1 пункта 1.3].
2.2.2. Критериальное оценивание – это процесс сравнения образовательных достижений
обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательной
деятельности критериями, соответствующими целям и содержанию образования,
отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся. Таким образом, в ходе
критериального оценивания осуществляется анализ процесса достижения планируемых
результатов учителем, обучающимися, другими участниками образовательной
деятельности. Оценивание на основе критериев позволяет сделать данный процесс
понятным для всех участников образовательных отношений, повышая его объективность
[11, часть 2 пункта 1.3].
2.2.3. Учителю критерии дают ясные ориентиры для организации учебного процесса по
учебного предмету, оценки усвоения учебного материала обучающимися, коррекции
методических процедур для достижения высокого качества обучения [11, часть 3 пункта
1.3].
2.2.4. Для обучающихся использование критериев оценивания обеспечивает понимание
учебных целей, способов улучшения учебно-познавательной деятельности [11, часть 4
пункта 1.3].
2.2.5. Родители получают объективные доказательства уровня обученности своего ребёнка,
возможность отслеживать результаты в обучении ребёнка и обеспечивать ему необходимую
поддержку. Использование критериального подхода к описанию достижения планируемых
результатов для оценки предметных и метапредметных результатов при выполнении
типовых контрольных оценочных заданий позволит повысить объективность традиционной
пятибалльной системы оценки и обеспечить индивидуальное развитие обучающихся [11,
часть 5 пункта 1.3].
2.3. Организация и содержание оценочных процедур
2.3.1. Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к
обучению
на
данном
уровне
образования.
Проводится
администрацией
общеобразовательной организации в начале 5-го класса и выступает как основа (точка
отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом
оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение
универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными
средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаково-символическими
средствами, логическими операциями.
Стартовая диагностика проводится также педагогическими работниками с целью оценки
готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики
являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного
процесса [пункт 18.26 ФОП ООО].
2.3.2. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения
обучающегося в освоении программы учебного предмета.
Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия
обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и
диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и
обучающимся существующих проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы,
освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и
письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и
групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учетом
особенностей учебного предмета.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса
[пункт 18.27 ФОП ООО].
2.3.3. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения
тематических планируемых результатов по предмету [пункт 18.28 ФОП ООО].
Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце ее изучения.
Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки
достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты
тематической оценки являются основанием для коррекции учебного процесса и его
индивидуализации [часть 3 пункта 1.3.3 Примерной ООП ООО].
2.3.4. Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации
обучающихся, которая проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года по
каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе
результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных
работ и фиксирует достижения предметных планируемых результатов и универсальных
учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в
следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации
[часть 7 пункта 1.3.3 Примерной ООП ООО].
2.3.5. Психолого-педагогическое наблюдение выявляет и оценивает такие составляющие
деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные
аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности, позволяет выяснить,
насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он
относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его
двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего
углубленного изучения.
2.4. Внутренний мониторинг включает следующие процедуры:
• стартовая диагностика;
• оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
• оценка уровня функциональной грамотности;
• оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника,
осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа
посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых
педагогическим работником обучающимся [часть 1 пункта 18.29 ФОО ООО].
2.4.1. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением
педагогического совета. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием для
подготовки рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса и его
индивидуализации, так и для повышения квалификации педагогического работника.
Результаты внутришкольного мониторинга в части оценки уровня достижений
обучающихся обобщаются и отражаются в их характеристиках [часть 6 пункта 1.3.3
Примерной ООП ООО].
2.5. Всероссийские проверочные работы (ВПР)
2.5.1. Результаты всероссийских проверочных работ по предметам и параллелям классов,
определённым федеральными нормативными, инструктивными документами на очередной
учебный год, используются как форма промежуточной аттестации в качестве итоговых
контрольных работ (кроме предметов на основе случайного выбора).
2.5.2. Результаты всероссийских проверочных работ по предметам на основе случайного
выбора используются в качестве текущего контроля успеваемости.
2.5.3. За всероссийские проверочные работы, выполненные в компьютерной форме,
выставление отметок в электронный журнал и в дневник обучающихся не осуществляется в
случае получения результатов выполнения работ после окончания учебного года и
выставления годовых отметок».
3. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся
3.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся представляет собой совокупность
мероприятий, включающих планирование текущего контроля по отдельным учебным
предметам (курсам) учебного плана федеральной общеобразовательной программы,
разработку содержания и методики проведения отдельных контрольных работ, проверку
(оценку) хода и результатов выполнения обучающимися указанных контрольных или
проверочных работ, а также документальное оформление результатов проверки (оценки),
осуществляемых в целях:
• оценки индивидуальных образовательных достижений, обучающихся и динамики их
роста в течение всего учебного года;
• выявления индивидуально значимых и иных обстоятельств, способствующих или
препятствующих достижению обучающимися планируемых образовательных
результатов освоения соответствующей общеобразовательной программы;
• изучения и оценки эффективности методов (методик), форм и средств обучения,
используемых в образовательной деятельности общеобразовательной организации;
• принятия организационно-педагогических и иных решений по совершенствованию
образовательной деятельности.
3.2. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой.
3.3. Промежуточная аттестация в общеобразовательной организации проводится на основе
принципов
объективности,
беспристрастности.
Оценка
результатов
освоения
обучающимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых
обучающимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения
образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными
образовательными услугами и иных подобных обстоятельств.
3.4. Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляются в следующих формах:
• контрольные или проверочные работы;
• диагностические работы.
Данные формы текущего контроля и промежуточной аттестации называются оценочными
процедурами, длительность которых при выполнении обучающимися составляет не менее
тридцати минут [9, часть 1 пункта 1.1].
3.5. Контрольные или проверочные работы показывают оценку достижения каждым
обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами общеобразовательной
организации, всеми общеобразовательными организациями муниципалитета или субъекта
Российской Федерации и т.д.) на основании требований к предметным и/или
метапредметным результатам обучения в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего
образования при освоении образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы
[9, часть 2 пункта 1.1].
3.6. Диагностические работы обучающихся указывают на выявление и изучение уровня и
качества подготовки обучающихся, включая достижение каждым обучающимся и/или
группой обучающихся (классом, всеми классами общеобразовательной организации, всеми
общеобразовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской
Федерации и т.д.) требований к предметным и/или метапредметным, и/или личностным
результатам обучения в соответствии с ФГОС, а также факторы, обусловливающие
выявленные результаты обучения [9, часть 3 пункта 1.1].
3.7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации направлено
на обеспечение выстраивания образовательной деятельности максимально эффективным
образом для достижения результатов освоения федеральных образовательных программ,
предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами
начального общего, основного общего и среднего общего образования (ФГОС).
3.8. Формы и периодичность текущего контроля успеваемости обучающегося и
промежуточной аттестации педагог определяет самостоятельно в соответствии с учебным
планом предмета с учетом контингента обучающихся, содержанием учебного материала и
используемых образовательных технологий, отражающихся в рабочей программе.
3.9. В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий [2, часть 2 пункта 24].
3.10. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация осуществляется в виде
отметок по пятибалльной шкале во 2 – 11 классах (минимальный балл – 2, максимальный –
5), которые выставляются в классный журнал и дневник обучающегося.
3.11. Согласно подпункту «б» пункта 14 Особенностей режима рабочего времени и времени
отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам,
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования
и
соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам
профессионального обучения, утвержденных приказом Минпросвещения России от 4
апреля 2025 года № 268, ведение учителями журнала и дневников обучающихся
осуществляется в электронной форме [10, абзац 2].
3.12. Одновременное ведение (дублирование) журнала успеваемости в электронном и
бумажном виде не допускается [10, абзац 3].
3.13. Выставления отметок по результатам проведения промежуточной аттестации
осуществляется в форме всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) в качестве
итоговых контрольных работ [10, абзац 6].
3.14. Содержание и структура ВПР определяются на основе федеральных государственных
образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования с
учетом Федеральной основной образовательной программы начального, основного и
среднего общего образования, и содержания учебников, включенных в Федеральный
перечень на соответствующий учебный год [10, абзац 5].
3.15. Образовательной организации при проведении промежуточной аттестации
обучающихся необходимо избегать дублирования оценочных процедур (контрольных
работ) в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР [10, абзац 7].
3.16.
Всероссийские
проверочные
работы
проводятся
для
обучающихся
общеобразовательных организаций по следующим предметам:
• в 4 классе:
o обязательные предметы: русский язык, математика;
o предмет по случайному выбору (один): окружающий мир, литературное чтение,
иностранный язык;
• в 5 классе:
o обязательные предметы: русский язык, математика;
o предметы по случайному выбору (два): история, литература, иностранный язык,
география, биология;
• в 6 классе:
o обязательные предметы: русский язык, математика;
o предметы по случайному выбору (два): история, литература, иностранный язык,
география, биология;
• в 7 классе:
o обязательные предметы: русский язык, математика;
o предметы по случайному выбору (два): история, литература, иностранный язык,
география, биология, физика, информатика;
• в 8 классе:
o обязательные предметы: русский язык, математика;
o предметы по случайному выбору (два): история, литература, иностранный язык,
география, биология, физика, информатика, обществознание;
• в 10 классе:
o обязательные предметы: русский язык, математика;
o предметы по случайному выбору (два): история, литература, иностранный язык,
география, биология, физика, информатика, обществознание.
3.17.
Для
упорядочивания
системы
оценочных
процедур,
проводимых
в
общеобразовательной организации, рекомендуется:
• длительность контрольной работы, являющейся формой письменной проверки
результатов обучения с целью оценки уровня достижения предметных и (или)
метапредметных результатов, составляет от одного до двух уроков (не более чем 45
минут каждый) [часть 2 пункта 18.4 ФОП ООО];
• длительность практической работы, являющейся формой организации учебного
процесса, направленной на выработку у обучающихся практических умений,
включая лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой
контроля, составляет один урок (не более чем 45 минут) [часть 3 пункта 18.4 ФОП
ООО];
• проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели
классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени,
затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от
всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета
в данной параллели в текущем учебном году [часть 4 пункта 18.4 ФОП ООО];
• не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением
учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот
урок является первым или последним в расписании;
• не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в
день;
• исключить ситуации замещения полноценной образовательной деятельности в
соответствии с образовательной программой многократным выполнением
однотипных
заданий
конкретной
оценочной
процедуры,
проведения
«предварительных» контрольных или проверочных работ непосредственно перед
планируемой датой проведения оценочной процедуры;
• при проведении оценочной процедуры учитывать необходимость реализации в
рамках образовательной деятельности таких этапов, как проверка работ
обучающихся, формирование массива результатов оценочной процедуры, анализ
результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении
работы, отработка выявленных проблем, при необходимости – повторение и
закрепление материала;
• не использовать для проведения оценочных процедур копии листов с заданиями,
полученные в результате ксерографии (возможно использование материалов,
распечатанных на принтере с высоким разрешением, типографских бланков,
учебников, записей на доске и т.п.).
[9, часть 1 пункта 2.1]
3.18. Для обеспечения открытости и доступности информации о системе образования в
общеобразовательной организации формируется единый график проведения оценочных
процедур с учетом учебных периодов, принятых в школе (четверть, триместр и т.д.), а также
перечня учебных предметов на учебный год либо на ближайшее полугодие [9, подпункт «а»
пункта 2.2].
3.19. График может быть утвержден как отдельным документом, так и в рамках имеющихся
локальных нормативных актов общеобразовательной организации, устанавливающих
формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся [9, подпункт «а» пункта 2.2].
3.20. Готовый график размещают на сайте общеобразовательной организации на главной
странице подраздела «Документы» раздела «Сведения об образовательной организации» в
виде электронного документа не позднее чем через 2 недели после начала учебного года
либо после начала полугодия [9, подпункт «б» пункта 2.2].
3.21. График может быть скорректирован при наличии изменений учебного плана,
вызванных:
• эпидемиологической ситуацией;
• участием школы в проведении национальных или международных исследований
качества образования в соответствии с Приказом Рособрнадзора, Минпросвещения
России и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от
18.12.2019 года №1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по
надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской
Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации
мониторинга системы образования в части результатов национальных и
международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных
мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях
и мероприятиях» в случае, если такое участие согласовано после публикации школой
графика;
• другими значимыми причинами.
[9, часть 2 пункта 2.2]
В случае корректировки графика его актуальная версия размещается на сайте школы [9,
часть 4 пункта 2.2].
3.22. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план.
3.23. Oт текущего контроля успеваемости освобождаются обучающиеся, получающие
образование в форме экстерната, семейного образования.
4. Формы, периодичность и порядок проведения государственной итоговой аттестации
4.1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения
обучающимися образовательной программы [1, часть 1 статьи 59].
4.2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости
оценки качества подготовки обучающихся [1, часть 2 статьи 59].
4.3. Итоговая аттестация, завершающая освоение образовательных программ основного
общего и среднего общего образования, является обязательной [1, часть 3 статьи 59].
4.4. Итоговая аттестация, завершающая освоение образовательных программ, является
государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация (ГИА)
проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее – ГЭК) в целях
определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ
соответствующим требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) и Федеральной основной образовательной программы (ФООП) [1, часть
4 статьи 59].
4.5. Формы государственной итоговой аттестации (ГИА), порядок (включая требования к
использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА,
требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок подачи и
рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА), сроки
проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в
рамках ГИА по указанным образовательным программам определяются федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего
образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере образования [1, часть 5 статьи 59].
4.6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план по соответствующим образовательным программам [1,
часть 6 статьи 59].
4.7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на
государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти
государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения
государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам
[1, часть 7 статьи 59].
4.8. Заявления с указанием выбранных учебных предметов, уровня ЕГЭ по математике
(базовый или профильный), форм (формы) ГИА (для лиц, указанных в подпункте 2 пункта 7
Порядка проведения ГИА по образовательным программам СОО), языка, на котором
планируется сдавать экзамены (в случае, установленном пунктом 10 Порядка проведения
ГИА по образовательным программам СОО), а также сроков участия в экзаменах подаются
до 1 февраля включительно:
• лицами, указанными в пункте 7 Порядка проведения ГИА по образовательным
программам СОО (за исключением экстернов), – в образовательные организации, в
которых указанные лица осваивают образовательные программы среднего общего
образования;
• экстернами – в образовательные организации, выбранные экстернами для
прохождения ГИА.
[8, часть 1 пункта 12]
4.9. Обучающиеся вправе подать заявления об участии в ГИА после 1 февраля только при
наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных
документально. В этом случае обучающиеся подают в ГЭК заявления об участии в ГИА, а
также документы, подтверждающие отсутствие возможности подать заявления об участии в
ГИА в установленный срок. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до
начала соответствующего экзамена [8, часть 2 пункта 12].
4.10. Обучающиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлениях об
участии в ГИА учебных предметов, форму ГИА, а также сроки участия в ГИА только при
наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных
документально [8, часть 1 пункта 13].
4.11. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной
итоговой аттестации [1, часть 8 статьи 59].
4.12. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования создаются:
• Уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации
при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов
Российской Федерации;
• Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере образования, при проведении государственной итоговой
аттестации за пределами территории Российской Федерации.
[1, часть 9 статьи 59]
4.13. При проведении государственной итоговой аттестации используются контрольные
измерительные
материалы,
представляющие
собой
комплексы
заданий
стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных
материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации,
относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и
хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их
защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных
измерительных материалах, в сети «Интернет») устанавливается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере
образования [1, часть 11 статьи 59].
4.14. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего
общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также
в иных формах, которые могут устанавливаться:
• для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным
программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и
инвалидов по образовательным программам среднего общего образования
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере
образования;
• для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего
общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской
Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков
народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной
итоговой аттестации, исполнительными органами субъектов Российской Федерации,
осуществляющими государственное управление в сфере образования, в порядке,
установленном указанными исполнительными органами субъектов Российской
Федерации.
[1, часть 13 статьи 59]
4.15. Экзамены проводятся в досрочный, основной и дополнительный периоды. В каждом
из периодов проведения экзаменов предусматриваются резервные сроки [7, часть 2 пункта
41; 8, часть 2 пункта 47].
4.16. В основном периоде проведения ЕГЭ также предусматриваются дополнительные дни
для участников государственной итоговой аттестации [8, часть 3 пункта 47].
4.17. Участники государственной итоговой аттестации вправе в дополнительные дни по
своему желанию один раз пересдать ЕГЭ по одному учебному предмету по своему выбору
из числа учебных предметов, сданных в текущем году (году сдачи экзамена) [8, часть 1
пункта 97.1].
4.18. Также участник ГИА может изменить уровень ЕГЭ по математике (базовый на
профильный и наоборот) в дополнительные дни, если выбор пал на пересдачу этого
предмета [8, часть 2 пункта 97.1].
4.19. Предыдущий результат ЕГЭ по пересдаваемому учебному предмету аннулируется
решением председателя ГЭК [8, пункт 97.3].
4.20. Заявления подаются участниками ГИА не ранее шести рабочих дней и не позднее двух
рабочих дней до дня экзамена, пересдаваемого в дополнительный день [8, часть 3 пункта
97.2].
4.21. Методическое обеспечение проведения ГИА по образовательным программам
основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных
измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего и среднего общего образования и
критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных
измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными
материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация
централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе
контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение
минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего
освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и
надзору в сфере образования [1, часть 14 статьи 59].
4.22. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения ГИА по образовательным
программам основного общего и среднего общего образования гражданам,
аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и
надзору в сфере образования, предоставляется право присутствовать при проведении
государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях,
выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы
исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации,
осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного
самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан
в качестве общественных наблюдателей осуществляют исполнительные органы субъектов
Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования,
при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего или среднего общего образования на территориях субъектов Российской
Федерации [1, часть 15 статьи 59].
4.23. Лицам, успешно прошедшим ГИА по образовательным программам основного общего
и среднего общего образования, выдается в установленном законодательством об
образовании порядке аттестат об основном общем или среднем общем образовании,
подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня [2, часть 5
пункта 26].
4.24. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации
неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной
программы основного общего и среднего общего образования и (или) отчисленным из
общеобразовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения
по образцу, самостоятельно устанавливаемому общеобразовательной организацией [2, часть
7 пункта 26].
5. Аттестация для лиц, осваивающих образовательную программу за рубежом
5.1. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января
2023 года № 59, проведение государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего и среднего общего образования осуществляется для
обучающихся, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и
вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных
государств:
• находящихся в Российской Федерации и осваивающих имеющие государственную
аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего
образования, принятых на обучение начиная с 2021-2022 учебного года в
организации, осуществляющие образовательную деятельность;
• находящихся в иностранных государствах и осваивающих имеющие
государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и
среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность на территории Российской Федерации, а также вне организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования
или самообразования с применением электронного обучения и (или) дистанционных
образовательных технологий.
5.2. Государственная итоговая аттестация проводится по выбору обучающихся в форме
промежуточной аттестации, результаты которой являются основанием для выдачи
соответствующего документа об образовании, или в формах, установленных порядками
проведения государственной итоговой аттестации, утвержденными Министерством
просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере
образования и науки.
6. Аттестация для лиц, осваивающих образовательную программу в форме семейного
образования или самообразования
6.1. Общее образование может быть получено вне организаций, осуществляющих
образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования) [1,
часть 1 статьи 17]. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема
обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной,
очно-заочной или заочной форме [1, часть 2 статьи 17].
6.2. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом
последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность [1, часть 3 статьи 17].
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения [1, часть 4
статьи 17].
6.3. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования
родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного
самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых
они проживают, в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об
отчислении обучающегося из общеобразовательной организации в связи с переходом на
семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в
котором планируется переход на семейное образование [2, часть 3 пункта 5].
6.4. Лица, осваивающие общеобразовательную программу в форме семейного образования
или самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации
образовательной программе основного общего или среднего общего образования, вправе
пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в
общеобразовательной организации по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно
[2, часть 1 пункта 27].
6.5. При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами
обучающихся по соответствующей образовательной программе [2, часть 4 пункта 27].
6.6. Для экстернов по согласованию с ними или родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся утверждается график прохождения промежуточной
аттестации. Промежуточная аттестации экстернов проводится по не более одному учебному
предмету (курсу) в день [2, часть 6 пункта 27].
6.7.
Общеобразовательная
организация,
родители
(законные
представители)
несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего
образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для
ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее
ликвидации [1, часть 4 статьи 58].
6.8. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают
получать образование в общеобразовательной организации [2, часть 8 пункта 27].
6.9. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования
имеют право на зачет общеобразовательной организацией результатов промежуточной
аттестации, пройденной в других школах, в установленном порядке [2, часть 9 пункта 27].
6.10. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и отчисленным из
общеобразовательной организации, выдается справка [2, часть 10 пункта 27].
6.11. На обучающихся, получающих образование в форме семейного образования, по
индивидуальному учебному плану, в том числе проходящих ускоренное обучение, обучение
в форме самообразования распространяются все пункты настоящего Положения о формах и
порядке текущего контроля успеваемости, регламентирующие содержание, формы и
порядок проведения годовой промежуточной аттестации, порядок перевода обучающихся в
следующий класс, права и обязанности участников деятельности промежуточной
аттестации.
7. Порядок перевода обучающихся в следующий класс
7.1. Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную
программу учебного года, по решению педагогического совета школы переводятся в
следующий класс [2, часть 2 пункта 26].
7.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин признаются академической задолженностью [1, часть 2 статьи 58].
7.3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность [1, часть 3 статьи
58].
7.4. Общеобразовательная организация создает условия обучающемуся для ликвидации
академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее
ликвидации.
7.5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической
задолженности в сроки, определяемые приказом директора школы. В указанный период не
включаются время болезни обучающегося, нахождение его в санатории и т.п [1, часть 5
статьи 58].
7.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической
задолженности во второй раз общеобразовательной организацией создается экспертная
комиссия, состав которой утверждается приказом директора школы, в количестве не менее
трех учителей [1, часть 6 статьи 58].
7.7. Не допускается взимание платы с учеников за прохождение промежуточной аттестации
[1, часть 7 статьи 58].
7.8. По итогам повторной промежуточной аттестации директором школы издается приказ о
ликвидации задолженности на основании решения Педагогического совета о переводе
обучающегося, который классным руководителем доводится до сведения обучающегося и
его родителей (законных представителей).
7.9. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам
или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно [1,
часть 8 статьи 58].
7.10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по
адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному
учебному плану [1, часть 9 статьи 58].
7.11. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в
установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в
общеобразовательной организации [1, часть 10 статьи 58].
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/2089
7.12. Родителям (законным представителям) обучающегося должно быть своевременно
вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных им в ходе
промежуточной аттестации, и решение педагогического совета о повторном обучении в
данном классе или условном переводе обучающегося в следующий класс после
прохождения им повторной промежуточной аттестации.
7.13.
Общеобразовательная
организация
информирует
родителей
(законных
представителей) обучающегося о необходимости принятия решения об организации
дальнейшего обучения обучающегося в письменной форме.
7.14. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с
выставленной за учебный период отметкой по предмету, курсу или дисциплине (модулю)
обучающийся и его родители (законные представители) имеют право обжаловать
выставленную отметку в комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений. Деятельность данной комиссии регламентируется
Положением о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений.
8. Особенности системы оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы
8.1. Особенности оценки личностных результатов.
Целью оценки личностных достижений, обучающихся является не определение
персонифицированного уровня развития качеств личности обучающегося, а получение
общего представления о воспитательной деятельности общеобразовательной организации и
её влиянии на коллектив обучающихся: что удалось достичь, изменить, скорректировать, а
что является предметом специальной работы в будущем.
Такое понимание косвенно подтверждается положением ФГОС общего образования о том,
что система оценки должна «обеспечить комплексный подход к оценке результатов
освоения программы общего образования, позволяющий осуществить оценку предметных и
метапредметных результатов». ФГОС общего образования не определяет необходимость
обязательного контроля и оценки личностных достижений обучающегося. Достижение
личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся.
Нецелесообразно полностью отрицать необходимость контролировать и оценивать развитие
личности обучающегося в процессе обучения. Наблюдение за тем, как изменяется
обучающийся под влиянием учебных занятий, внеклассных мероприятий, взаимодействия с
одноклассниками, выполнения поручений и участия в разных видах деятельности, очень
важно как для планирования воспитательной работы с обучающимися, так и для работы с
семьёй, которая в процессе воспитания играет особую роль.
Рекомендуется оценивать личностные результаты образовательной деятельности в
соответствии с ФГОС общего образования в ходе внешних и внутренних
неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них
разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и
основывается на общепринятых в профессиональном сообществе методиках психологопедагогической диагностики. Результаты, полученные в ходе этих оценочных процедур,
допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных)
данных.
Результаты ежедневных наблюдений за обучающимися, осуществляемые классным
руководителем в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, могут накапливаться в
портфеле достижений обучающихся и обобщаться в конце учебного года для оценки
динамики формирования личностных результатов [11, пункт 2.1].
8.2. Особенности оценки метапредметных результатов.
Формирование метапредметных результатов осуществляется на всех учебных предметах.
Процедуры оценки тесно связаны с процедурами и содержанием оценки предметных
результатов.
Важно понимать и разделять оценку сформированности:
•
отдельных метапредметных результатов в ходе итоговой оценки достижения
метапредметных результатов (защиты индивидуального проекта по отдельным
учебным предметам или на межпредметной основе);
• собственно метапредметных действий, построенную на содержании различных
предметов и внеучебных ситуаций, при этом оценивается способность применения
(переноса) метапредметных действий, сформированных на отдельных предметах,
при решении различных задач.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является
защита итогового индивидуального проекта.
Общий подход к формированию и оценке метапредметных результатов в текущем учебном
процессе состоит в том, что метапредметные действия формируются и оцениваются как
неотъемлемый элемент выполняемого учебного задания по предмету. Крайне важен отбор
моделей учебных заданий, которые учитель предъявляет обучающимся для формирования
метапредметных результатов и их оценки. Необходимо наполнить учебный процесс такими
моделями заданий и учебных ситуаций, в которых естественными элементами являются
познавательные действия (логические, исследовательские, работа с информацией),
коммуникативные действия, проявляющиеся как в ходе выполнения учебных заданий, так и
в ходе взаимодействия и совместной деятельности, регулятивные действия.
Ориентиром при отборе и конструировании заданий с элементами универсальных учебных
действий служат сформулированные во ФГОС общего образования требования к составу
метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы
соответствующего уровня образования, необходимость включения и использования каждой
группы универсальных учебных действий [11, пункт 2.2].
8.3. Особенности оценки предметных результатов.
Оценка предметных результатов – наиболее разработанное направление, поскольку
традиционно ведётся каждым педагогическим работником в ходе процедур текущей,
промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией общеобразовательной
организации в ходе внутришкольного мониторинга.
При определении содержания оценки предметных результатов необходимо обратить
внимание на компоненты содержания по каждому учебному предмету и на обязательные
планируемые результаты на конец каждого учебного года, отражённые во ФГОС общего
образования и федеральных основных общеобразовательных программах.
Система заданий при проведении контрольно-оценочных процедур должна значительно
активизировать организацию индивидуальной работы с обучающимися, повышать
мотивацию обучающихся к достижению более высоких достижений в учебном процессе,
актуализировать разработку и использование учебных и диагностических заданий и работ
разной сложности.
Задания строятся с учётом следующих положений: использование изучаемого материала
при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания,
сочетание универсальных познавательных действий и операций, использование
специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных
задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и
учебно-проектной деятельности; осознанное использование приобретённых знаний и
способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью
предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетание когнитивных
операций.
Для повышения осознанности обучающихся рекомендуется в процессе освоения знаний
включать задания на формирование самооценки и рефлексии обучающихся в ходе анализа
результатов обучения. Это могут быть листы самооценки и другое [11, пункт 2.3].
8.4. Особенности оценки функциональной грамотности.
Функциональная грамотность как интегральная характеристика образовательных
достижений обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования
проявляется в способности использовать (переносить) освоенные в учебном процессе
знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к
реалиям современной жизни. Формирование и оценка функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также
глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных
к функциональной грамотности) имеют сложный комплексный характер и осуществляются
практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности.
Оценка уровня сформированности функциональной грамотности является проявлением
системно-деятельностного подхода к оценке образовательных достижений обучающихся.
Он обеспечивается содержанием и критериями оценки личностных, метапредметных и
предметных результатов.
В учебном процессе используются специальные (комплексные) задания, которые
отличаются от традиционных учебных задач тем, что в заданиях описывается жизненная
проблемная ситуация, как правило, близкая и понятная обучающемуся. Используются
разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.
Способ решения проблемы явно не задан, допускаются альтернативные подходы к
выполнению задания. Значительная часть заданий требует осознанного выбора модели
поведения.
На отдельных предметах формируются специфические для данного предмета знания, а
также компетенции, например, на уроках естественнонаучного цикла формируются умения
объяснять наблюдаемые явления, проводить исследования и интерпретировать полученные
результаты. На всех предметах обучающиеся работают с информацией, представленной в
различном виде, и решают специфические для данной предметной области задачи.
По результатам выполнения отдельных заданий нельзя делать вывод о сформированности
функциональной грамотности. На основе выполнения предметной диагностической или
контрольной работы делается вывод о качестве и уровне достижения планируемых
результатов ФГОС по данному предмету на основе единой шкалы оценки. В построении
данной шкалы свой вклад вносят задания на оценку сформированности знаний и понимания
их применения в различных учебных и внеучебных ситуациях. Успешное выполнение
заданий на применение освоенного учебного материала во внеучебном контексте позволяет
определить высший уровень достижений по данному предмету.
Администрация общеобразовательной организации принимает решение о включении в план
внутришкольного оценивания комплексных работ по функциональной грамотности или
диагностических работ по отдельным составляющим функциональной грамотности и
последовательности их проведения [11, пункт 2.4].
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/2089
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы, принимается на
Педагогическом совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора
общеобразовательной организации.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 9.1 настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.