ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Языкознание играет огромную роль в системе школьного образования и должно стать самостоятельным
предметом. Поэтому данный элективный курс крайне необходим для учащихся. Данный курс основан на
функциональном подходе к изучению темы - это системно - интригующий взгляд на язык. Он формирует
концентрическую модель языковой системы, поэтому программа отражает современный подход к
изучению языка, демонстрирует связь языка с логикой, философией, жизнью. Она ориентирована не
только на знакомство и изучение теоретических знаний, каждая тема обязательно включает в себя два
блока.
• Употребление данных знаний в речи.
• Умение их использовать в жизни.
Поиск учениками близких по смыслу языковых единиц полезен и увлекателен: они сами могут
обнаружить такие связи слов, словосочетаний, форм и конструкций, которых раньше не замечали.
Такая системность ориентирована на коммуникацию, на правила речевой игры, правила выбора
языковых средств, что служит стимулом к изучению языка.
Содержание обучения ориентировано также на развитие функциональной грамотности как
интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных
форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая деятельность является
системообразующей доминантой школьного курса русского языка Соответствующие умения и навыки
представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения
(разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И
ПУНКТУАЦИИ»
Элективный курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» направлен на освоение учащимися
навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может
быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом - это учебная
деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть
самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация
учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и
эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором
формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы
над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке
и реализации собственных текстов. Актуальность курса «Работа с текстом» определяется, с одной
стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны,
новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые
задания, и творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное
количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например,
определение микротем).
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на
качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
Данная программа элективного курса для 8-9 классов разработана по ФГОС.
Одним из средств повышения качества образования является формирование функциональной
грамотности, которая оценивается в соответствии с методологией моделей международных исследований.
Функциональная грамотность прослеживается через предметные, метапредметные и личностные
результаты и подразумевает, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят
получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий и в общественносоциальной
сфере жизни. Для достижения этих целей при проектировании уроков включаются различные виды
заданий по формированию функциональной грамотности, содержащиеся в Банках заданий разных
уровней. Кроме того в программах внеурочной деятельности включены задания по формированию
функциональной грамотности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Основные цели данного курса:
• Формирование, воспитание коммуникативной личности.
• Создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его
ресурсами.
• Формирование умения общаться, вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее
выразительными и действенными средствами.
В результате изучения курса учащиеся должны:
1. Освоить минимум основ языкознания.
2. Видеть в развитии языка связь языка и человека, общества и языка (причины появления новых
слов, их исчезновение и т. д.)
3. Знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства
письма.
4. Знать основные функции языка.
5. Усвоить процессы словообразования.
6. Видеть связи нашего языка с языками мира.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа в 8 и 9 классе рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по элективному курсу основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения по элективному курсу «Трудные вопросы орфографии» для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка,
к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России; ценностное
отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь
на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учётом специфики школьного языкового образования
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании
новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,
опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по
существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации
текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи
при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,
разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием
ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей языковых единиц, процессов, причинно- следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать,
обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и
применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения
учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного
или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать
информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и
в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения
с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического
эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению
отчёта перед группой.
2. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и
корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата
цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и
анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую
ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе
наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной
литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным
сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе
жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик. Владеть различными видами диалога:
диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное)
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждениедоказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение- размышление) объёмом не менее 230 слов: устно
и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию
текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме
содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного
текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения — не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с
целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе
во время списывания текста объёмом 110—120 слов; словарного диктанта объёмом 25—30
слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110—120 слов, составленного с учётом ранее
изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения
орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила
речевого этикета.
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру,
особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические
(звукопись), словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей,
определять количество микротем и абзацев. Выявлять лексические и
грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и
читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более
предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения,
характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста
(простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения
содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в
тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы
информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по
орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных
видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе
изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное
назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и
пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по
лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую
омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»
учащиеся должны
знать:
орфографические нормы написаний;
нормы употребления слитных, раздельных и дефисных написаний, которые регулируются правилами и
соответствующим орфографическим минимумом;
уметь:
аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи; отличать служебные
части речи от самостоятельных; опознавать орфограммы в соответствии с изученными правилами;
правильно применять орфографические правила; исправлять орфографические ошибки.
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся:
упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации
(энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.
Целевые ориентиры и планируемые результаты формирования функциональной грамотности
Стандарты подразумевают, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни.
Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников.
Формирование функциональной грамотности рассматривается с точки зрения направлений и
соответствующих результатов:
Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, а также
заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - Способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам,
связанным с естественными науками: научно объяснять явления, понимать особенности естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных практических контекстах.
Финансовая грамотность - способность рационально распоряжаться деньгами, принимать разные
финансовые решения, которые позволяют достигать личного финансового благополучия.
Креативное мышление - способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое.
Глобальные компетенции - способность успешно применять знания, умения, взгляды, отношения,
ценности при взаимодействии с различными людьми, при участии в решении глобальных проблем.
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами работы является формирование следующих умений:
- оценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления
добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев;
- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных
задач;
- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и
др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность
выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации,
записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио , видео - ) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать
уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- знать особенности неподготовленной речи;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного
общения;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации,
записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио,
видео) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать
уместные, эффективные речевые средства.
Целевые ориентиры и планируемые результаты формирования функциональной грамотности
Стандарты подразумевают, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни.
Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников.
Формирование функциональной грамотности рассматривается с точки зрения направлений и
соответствующих результатов:
Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, а также
заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - Способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам,
связанным с естественными науками: научно объяснять явления, понимать особенности естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных практических контекстах.
Финансовая грамотность - способность рационально распоряжаться деньгами, принимать разные
финансовые решения, которые позволяют достигать личного финансового благополучия.
Креативное мышление - способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое.
Глобальные компетенции - способность успешно применять знания, умения, взгляды, отношения, ценности
при взаимодействии с различными людьми, при участии в решении глобальных проблем.
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами работы является формирование следующих умений:
- оценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления
добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев;
- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных
задач;
- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и
др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность
выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации,
записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио , видео - ) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать
уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- знать особенности неподготовленной речи;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного
общения;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации,
записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио,
видео) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать
уместные, эффективные речевые средства
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 класс
Введение. Основные принципы русской орфографии Фонетический принцип
Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа
Трудные темы орфографии. Правописание приставок Правописание безударных гласных в корне слова
Правописание безударных гласных в корне слова Правописание приставок ПРЕ-, ПРИПравописание
приставок ПРЕ-, ПРИПравописание О-Ё-Е после шипящих Правописание И-Ы после Ц Правописание
сложных слов Правописание сложных слов Разделительный Ъ и Ь
Морфология. Склонение количественных числительных
Морфология. Склонение количественных числительных
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений
Структура сочинения
Написание сочинения
Классификация ошибок
Правописание личных окончаний глаголов
Правописание суффиксов причастий
Правописание Н и НН в разных частях речи
Правописание Н и НН в разных частях речи
Правописание частицы НЕ со всеми частями речи
Правописание частицы НЕ со всеми частями речи
Правописание наречий
Правописание наречий
Служебные части речи и междометия.
Правописание союзов, предлогов, частиц Правописание союзов, предлогов, частиц
Простое и сложное предложение. Обособленные члены предложения Простое и сложное предложение.
Обособленные члены предложения
9 класс
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания Основное назначение пунктуации.
Принципы русской пунктуации.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки, знаки
завершения.
Знаки препинания в конце предложения
Предложение и его основные признаки. Границы предложения, отражение её на письме.
Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и
эмоциональной окрашенности.
Знаки препинания внутри простого предложения
Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационные особенности подобных предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения.
Однородные члены, не соединённые союзами.
Однородные члены, соединённые союзами.
Однородные и неоднородные определения.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Обособленные определения.
Обособленные дополнения Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.
Знаки препинания в предложениях с обращениями.
Знаки препинания в предложениях с междометиями. Пунктуационное выделение междометий.
Знаки препинания между частями сложного предложения
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных
предложений. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.
Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи.
Диалог. Оформление на письме диалога.
Цитата. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью и общей
стилистической направленностью
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.
Как решать трудные вопросы пунктуации.
№
п/п
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8
КЛАСС
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
Контроль
ные
работы
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
1.1.
Введение. Основные принципы русской
орфографии.
1.2.
Устный опрос,
письменный
контроль
1
Устный опрос,
письменный
контроль
2
Устный опрос,
письменный
контроль
Морфемный принцип. Образцы
морфемного анализа.
Итого по разделу:
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Практи
ческие
работы
1
Фонетический принцип
1.3.
Виды, формы
контроля
httDs://sdo.edu.orb.ru/index.DhD
httDs://resh.edu.ru
httDs://orosv.ru
httD://www.fiDi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.DhD
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fiDi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
4
Раздел 2. ТРУДНЫЕ ТЕМЫ ОРФОГРАФИИ
2.1.
Трудные темы орфографии.
Правописание приставок.
2
Устный опрос,
письменный
контроль
2.1.
Правописание гласных в корне слова.
3
Устный опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
httD://www.fiDi.ru
2.3.
Правописание О-Ё-Е после шипящих.
1
Устный опрос,
письменный
контроль
2.4.
И-Ы после Ц.
1
Устный опрос,
письменный
контроль
2.5
Правописание сложных слов
2
Устный опрос,
письменный
контроль
2.6
Разделительные Ъ и Ь.
1
Устный опрос,
письменный
контроль
2.7
Склонение и правописание
количественных числительных.
2
Устный опрос,
письменный
контроль
2.8
Правописание неопределенных и
отрицательных местоимений.
1
Устный опрос,
письменный
контроль
Итого по разделу
httDs://sdo.edu.orb.ru/index.DhD
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
13
Раздел 3. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
3.1.
Структура сочинения.
1
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
httD://www.fiDi.ru
3.2.
Написание сочинения
1
3.3.
Классификация ошибок
1
Итого по разделу
3
Раздел 4. МОРФОЛОГИЯ
4.1.
Правописание личных окончаний
глаголов
1
Устный опрос,
письменный
контроль
4.2.
Правописание суффиксов причастий
1
Устный опрос,
письменный
контроль
4.3.
Правописание Н и НН в разных частях
речи.
2
Устный опрос,
письменный
контроль
4.4
Правописание частицы НЕ со всеми
частями речи.
2
Устный опрос,
письменный
контроль
4.5.
Правописание наречий
1
Устный опрос,
письменный
контроль
Итого по разделу
7
httDs://sdo.edu.orb.ru/index.DhD
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
Раздел 5. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ
5.1.
5.2.
Служебные части речи и междометия.
Правописание союзов, предлогов,
частиц
4
Простое и сложное предложение.
Обособленные члены предложения.
Знаки препинания
Итого по разделу:
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
9 класс
№
п/п
Устный опрос,
письменный
контроль
2
Устный опрос,
письменный
контроль
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контро
льные
работы
Виды, формы
контроля
практичес
кие
работы
httDs://sdo.edu.orb.ru/index.DhD
httDs://resh.edu.ru
httDs://orosv.ru
httD://www.fiDi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.DhD
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fiDi.ru
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
1.1.
1.2.
1.3.
Основное назначение пунктуации. Принципы
русской пунктуации.
1
Структура предложения и пунктуация. Смысл
предложения, интонация и пунктуация.
1
Основные функции пунктуационных знаков.
Разделительные, выделительные знаки, знаки
1
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
завершения.
Итого по разделу:
3
Раздел 2. Знаки препинания в конце предложения
2.1.
Предложение и его основные признаки. Границы
предложения, отражение её на письме.
1
Письменный httDs://sdo.edu.orb.ru/index.DhD
httns://resh.edu.ru
контроль
httDs://nrosv.ru
httn://www.fiDi.ru
2.1.
Выбор знака препинания с учётом особенностей
предложения
по
цели
высказывания
и
эмоциональной окрашенности.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
1
Письменный https://sdo.edu.orb.ru/index.php
контроль
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
Итого по разделу
https://sdo.edu.orb.ru/index.DhD
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fiDi.ru
2
Раздел 3. Знаки препинания внутри простого предложения
3.1.
Тире между подлежащим и
Интонационные
особенности
предложений.
сказуемым.
подобных
3.2
Знаки препинания между однородными членами 1
предложения.
Устный
опрос,
письменный
контроль
3.3
Однородные члены, не соединённые союзами.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
3.4
Однородные члены, соединённые союзами.
1
Письменный https://sdo.edu.orb.ru/index.php
контроль
https://resh.edu.ru
«Оценочного https://prosv.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
листа»
httD://www.fiDi.ru
Устный
опрос,
письменный
контроль
Письменный
контроль
httDs://sdo.edu.orb.ru/index.DhD
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
3.5
Однородные и неоднородные определения.
1
3.6
Знаки препинания в предложениях с
обособленными членами.
1
3.7
Обособленные определения.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
3.8
Обособленные дополнения
1
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
3.9
Обособленные приложения.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
Письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
3.10 Обособленные обстоятельства.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
3.11 Знаки препинания в предложениях с вводными
конструкциями.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
3.12
Знаки препинания в предложениях с
обращениями.
1
Письменный https://sdo.edu. orb. ru/index. php
https://resh.edu.ru
контроль
httDs://Drosv.ru
Самооценка
httD://www.fiDi.ru
с
использован
ием
«Оценочного
листа»
3.13 Знаки препинания в предложениях с
междометиями.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
3.14 Пунктуационное выделение междометий.
1
Письменный https://sdo.edu. orb. ru/index. php
https://resh.edu.ru https://prosv.ru
контроль
Самооценка http://www.fipi.ru
с
использован
ием
«Оценочного
листа»
Итого по разделу
httDs://sdo.edu.orb.ru/index.nhn
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
14
Раздел 4. Знаки препинания между частями сложного предложения
4.1.
Грамматические и пунктуационные особенности
сложных
предложений.
Виды
сложных
предложений.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
4.2.
Знаки препинания между частями
сложносочинённого предложения.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
4.3.
Знаки препинания между частями
сложносочинённого предложения.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
httDs://sdo.edu.orb.ru/index.DhD
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
4.4
Знаки препинания между частями
сложноподчинённого предложения.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
4.5.
Знаки препинания между частями
сложноподчинённого предложения.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
4.6.
Знаки препинания между частями бессоюзного
сложного предложения.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
4.7.
Знаки препинания между частями бессоюзного
сложного
предложения.
1
Письменный https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
контроль
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
4.8
Знаки препинания между частями бессоюзного
сложного
предложения.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
Устный
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
Итого по разделу:
8
Раздел 5. Знаки препинания при передаче чужой речи
5.1
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме
1
опрос,
письменный https://Drosv.ru
контроль
http://www.fipi.ru
прямой речи.
5.2
Диалог. Оформление на письме диалога.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.Dhp
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipl.ru
5.3
Цитата. Разные способы оформления на письме
цитат.
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/lndex.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
5.4
Знаки препинания при передаче чужой речи
1
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
Итого по разделу:
4
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
Устный
опрос,
письменный
контроль
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
https://resh.edu.ru
https://prosv.ru
http://www.fipi.ru
Раздел 6. Знаки препинания в связном тексте
6.1
Связный текст как совокупность предложений,
объединённых
одной
мыслью
и
общей
стилистической направленностью
6.3
1
2
Поиски оптимального пунктуационного варианта с
учётом контекста. Как решать трудные вопросы
пунктуации.
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
3
ЧАСОВ
ПО
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
Тема урока
Количество часов
всего
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ
ОРФОГРАФИИ (4ч)
1.
2.
3.
4.
Введение. Основные принципы русской
орфографии
Фонетический принцип
Морфемный принцип. Образцы морфемного
анализа
Морфемный принцип. Образцы морфемного
анализа
1
1
1
1
Раздел 2. ТРУДНЫЕ ТЕМЫ ОРФОГРАФИИ (13ч)
5.
6.
7.
8.
Трудные темы орфографии. Правописание
приставок
Правописание безударных гласных в корне слова
Правописание безударных гласных в корне слова
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-
1
1
1
1
9.
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-
10.
Правописание О-Ё-Е после шипящих
1
11.
Правописание И-Ы после Ц
1
1
Контр.
работы
Виды,
формы
контроля
Дата по плану
Практ.
работы
Устный
опрос
Письменный
Контроль
Письменный
Контроль
Письменный
Контроль
2.09
9.09
16.09
23.09
Письменный
контроль
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Письменный
Контроль
Письменный
контроль
30.09
Письменный
контроль,
устный
25.11
7.10
14.10
21.10
11.11
18.11
12.
Правописание сложных слов
13.
Правописание сложных слов
14.
Разделительный Ъ и Ь
15.
Морфология. Склонение количественных
числительных
Морфология. Склонение количественных
числительных
16.
17.
Правописание неопределенных и отрицательных
местоимений
1
1
1
1
1
1
19.
20.
Структура сочинения
Написание сочинения
Классификация ошибок
1
1
1
Раздел 4. МОРФОЛОГИЯ. СИНТАКСИС.
ПУНКТУАЦИЯ (11ч)
21.
22.
23.
Правописание личных окончаний глаголов
Правописание суффиксов причастий
Правописание Н и НН в разных частях речи
2.12
9.12
16.12
23.12
30.12
13.01
контроль
Раздел 3. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ (3ч)
18.
опрос
Письменный
контроль,
устный
опрос
Письменный
Контроль
Письменный
контроль,
устный
опрос
Письменный
Контроль
Письменный
контроль,
устный
опрос
Письменный
1
1
1
Письменный
контроль
Письменный
контроль
Устный
опрос
20.01
Письменный
контроль
Письменный
контроль
Письменный
контроль,
устный
10.02
27.01
3.02
17.02
24.02
24.
Правописание Н и НН в разных частях речи
25.
Правописание частицы НЕ со всеми частями речи
26.
27.
28.
Правописание частицы НЕ со всеми частями речи
Правописание наречий
Правописание наречий
29.
Служебные части речи и междометия.
30.
Правописание союзов, предлогов, частиц
31.
Правописание союзов, предлогов, частиц
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел 5. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ (3ч)
32.
33.
34.
Простое и сложное предложение. Обособленные
члены предложения
Простое и сложное предложение. Обособленные
члены предложения
Простое и сложное предложение. Обособленные
члены предложения
1
1
1
9 класс
№
Тема урока
Количество часов
опрос
Письменный
контроль
Письменный
контроль,
устный
опрос
Письменный
контроль
Письменный
контроль
Письменный
контроль
Письменный
контроль,
устный
опрос
Устный
опрос
Письменный
контроль
Письменный
контроль
Письменный
контроль,
устный
опрос
3.03
10.03
17.03
31.03
7.04
14.04
21.04
28.04
5.05
12.05
19.05
всего Контр. Практ. Виды, формы контроля Дата по
работы работа
плану
1.
Основное назначение пунктуации. Принципы русской
пунктуации.
Устный опрос
2.09
2.
Структура предложения и пунктуация.
предложения, интонация и пунктуация.
Письменный
9.09
Смысл
Контроль
Основные
функции
пунктуационных
знаков.
Разделительные, выделительные знаки, знаки
завершения.
Письменный
Предложение и его основные признаки. Границы
предложения, отражение её на письме.
Письменный
Выбор знака препинания с учётом особенностей
предложения по цели высказывания и эмоциональной
окрашенности.
Письменный
6.
Тире
между
Интонационные
предложений.
Устный опрос,
письменный контроль
7.10
7.
Знаки препинания между однородными членами
предложения.
Устный опрос
14.10
8.
Однородные члены, не соединённые союзами.
Устный опрос
21.10
9.
Однородные члены, соединённые союзами.
Устный опрос,
11.11
3.
4.
5.
подлежащим
и
особенности
сказуемым.
подобных
16.09
контроль
23.09
Контроль
30.09
контроль
письменный контроль
10.
Однородные и неоднородные определения.
Письменный
18.11
контроль
11.
Знаки препинания в предложениях с обособленными
членами.
Письменный контроль,
25.11
Устный опрос
12.
Обособленные определения.
Письменный контроль,
2.12
Устный опрос
13.
Обособленные дополнения
Письменный
9.12
контроль
14.
Обособленные приложения.
15.
Обособленные обстоятельства.
Устный опрос,
письменный контроль
Письменный
16.12
23.12
контроль
16.
Знаки препинания в предложениях с вводными
конструкциями.
Устный опрос,
17.
Знаки препинания в предложениях с обращениями.
письменный контроль
Устный опрос,
письменный контроль
13.01
18.
Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Устный опрос,
20.01
30.12
письменный контроль
19.
Пунктуационное выделение междометий.
Письменный
27.01
контроль
20.
Грамматические и пунктуационные особенности
сложных предложений. Виды сложных предложений.
Устный опрос,
3.02
письменный контроль
21.
Знаки препинания между частями
сложносочинённого предложения.
Устный опрос,
10.02
письменный контроль
22.
Знаки препинания между частями
сложносочинённого предложения.
24.02
Знаки препинания между частями
сложноподчинённого предложения.
Письменный
3.03
Знаки препинания между частями бессоюзного
сложного предложения.
Письменный
Знаки препинания между частями бессоюзного
сложного
Устный опрос,
предложения.
письменный контроль
Знаки препинания между частями бессоюзного
сложного
Письменный
Знаки препинания между частями
сложноподчинённого предложения.
24.
26.
27.
17.02
письменный контроль
Устный опрос
письменный контроль
23.
25.
Устный опрос,
предложения.
контроль
10.03
контроль
контроль
17.03
31.03
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме
прямой речи.
Диалог. Оформление на письме диалога.
Цитата. Разные способы оформления на письме
цитат.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Связный текст как совокупность предложений,
объединённых
одной
мыслью
и
общей
стилистической направленностью
Поиски оптимального пунктуационного варианта с
учётом контекста. Как решать трудные вопросы
пунктуации.
34.
Письменный
7.04
контроль
Устный опрос,
письменный контроль
Письменный
14.04
21.04
контроль
Устный опрос,
письменный контроль
Письменный
28.04
5.05
контроль
Письменный
12.05
контроль
19.05
Поиски оптимального пунктуационного варианта с
учётом контекста. Как решать трудные вопросы
пунктуации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Беляева О. В., О.А.Даценко. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. Москва «Вако», 2007 год.
2. Каменская Р. А. Опыт использования активных форм преподавания дисциплины. Культурология. - Волгоград, 2004 г.
3. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. - М.: Просвещение, 1999 г.
4. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. - М.: Просвещение, 2000 г.
5. Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. - М.: Грамотей, 2003 г.
6. Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 7 класс. - М.: Вербум, 2001 г.
8 класс
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.: Просвещение, 2001 г.
2.
Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 8 классе. - М.: Просвещение, 2009 г.
3.
Валгина В.С. Трудности современной пунктуации. - М : Просвещение, 2011 г.
4.
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. - Волгоград: Учитель, 2007 г.
5.
Макарова Б.А. Абсолютная пунктуационная грамотность. - М.: Астрель, 2012 г.
6.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений
«Русский язык» - М.: Просвещение, 2012 г.
7.
Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. - М.: Айрис-пресс, 2012 г.
8.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение. 2012 г.
9.
Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. - М.: Тригон, 2012 г.
10.
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. - М.: Аванта+, 1998 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы
серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
3. http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в
справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и
лингвистики.
4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые
бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
10. http://rusolimp.kopeisk.ru/
11. Справочно-информационный портал «Русский язык» - ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru
12. Научно-методический журнал «Русский язык в школе» http://www.riash.ru
13. Российская электронная школа https://resh.edu.ru
14. Цифровая школа Оренбуржья https://sdo.edu.orb.ru/index.php