Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире химии» для 9
класса составлена на основе положений и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
основного общего образования, утвержденном приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».
Программа «В мире химии» предназначен для учащихся 9 класса и
рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю)
Цель программы
-подготовить выпускников к основному государственному экзамену
по химии.
Задачи программы
- развитие познавательной деятельности обучающихся через
активные формы и методы обучения; - закрепление и систематизация
знаний, обучающихся по химии; - выявить основные затруднения и
ошибки при выполнении заданий ОГЭ по химии; - научить обучающихся
приемам решения задач различных типов; - способствовать интеграции
знаний, учащихся по предметам естественноматематического цикла при
решении расчетных задач по химии;
- способствовать развитию творческого потенциала обучающихся,
способности критически мыслить;
- развивать умение самостоятельно работать с литературой,
систематически заниматься решением задач, работать с тестами
различных типов;
- развивать целеустремлённость обучающихся и способность
преодолевать трудности в различных ситуациях.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знать модели строения атома, физический смысл понятий
Периодического закона и системы элементов Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл основных химических понятий;
- уметь решать задачи различных типов;
применять
правила
систематической
международной
номенклатуры;
- составлять молекулярные и структурные формулы органических и
неорганических веществ, на основе которых характеризовать их свойства
и принадлежность к определенному классу соединений с помощью
химических уравнений; характеризовать (описывать) общие и
специфические химические свойства простых и сложных веществ,
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав
различных веществ.
Метапредметные результаты
Базовые логические действия: раскрывать смысл химических
понятий; уметь оперировать химическими символами, формулами,
уравнениями реакций; выявлять в них общие закономерности.
Базовые исследовательские действия: умение наблюдать за
ходом химического опыта, самостоятельно прогнозировать его результат,
формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией: уметь анализировать и интерпретировать
информацию, получаемую из разных источников (научнопопулярная литература, справочные пособия, ресурсы Интернета);
критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
уметь использовать и анализировать информацию о влиянии
промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние
окружающей среды.
Универсальные коммуникативные действия: уметь задавать
вопросы в ходе диалога/обсуждения результатов эксперимента,
совместной учебной деятельности; заинтересованность в совместной со
сверстниками познавательной и исследовательской деятельности.
Универсальные регулятивные действия: уметь самостоятельно
определять
цели
деятельности,
планировать,
осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Личностные результаты: в части патриотического воспитания:
понимание значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной и нформацией о передовых
достижениях мировой и отечественной химии; гражданского воспитания:
готовности к совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании
учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в
процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Ценности научного познания: формирование интереса к обучению
и познанию, любознательности, способности к самообразованию;
Формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, неприятия вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости
соблюдения правил безопасности при обращении с химическими
веществами в быту и реальной жизни.
Трудового воспитания: осознанный выбор продолжения
образования с учётом личностных интересов и способности к химии и
развития необходимых умений; готовность адаптироваться в
профессиональной среде.
Экологического воспитания: экологически целесообразное
отношение к природе как источнику жизни на Земле, осознание ценности
соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а
также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; решения задач,
связанных с окружающей природной средой, повышение уровня
экологической культуры;
- критически оценивать и интерпретировать химическую
информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой
информации, ресурсах интернета с целью формирования собственной
позиции;
- воспитать в себе экологически безопасные правила поведения в
быту и жизни с целью сохранения своего здоровья и окружающей среды.
Содержание программы
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение вещества и химическая связь. Периодическая
система элементов Д.И. Менделеева. Атомы и молекулы. Химический
элемент.
Простые и сложные вещества. Строение атома. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов
Периодической системы Д.И. Менделеева. Группы и периоды
Периодической системы. Физический смысл порядкового номера
химического элемента.
Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением
в Периодической системе Д.И. Менделеева. Валентность. Степень
окисления химических элементов. Ряд электроотрицательности
неметаллов. Строение вещества. Химическая связь: ковалентная
(полярная и неполярная), ионная, металлическая. Механизмы образования
ковалентной полярной связи: обменный и донорно-акцепторный. Типы
кристаллических решёток.
Спецификация ОГЭ по химии 2023 г. Изменения в КИМ в сравнении
с прошлым годом.
Раздел 2. Классификация неорганических веществ и их свойства.
Химические
реакции.
Классификация
и
номенклатура
неорганических веществ. Тривиальные и международные (по
номенклатуре IUPAK) названия сложных веществ. Химические свойства
простых веществ. Химические войства оксидов: основных, амфотерных,
кислотных. Химические свойства кислот, оснований и солей. Соли
кислые, основные и средние (нормальные). Генетическая связь между
классами неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам:
количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению
степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению
энергии. Химическая реакция. Условия и признаки протекания
химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ
при химических реакциях.
Раздел 3. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного
обмена и ионные уравнения. Решение задач. Электролиты и
неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация
кислот, щёлочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их
осуществления. Определение зарядов ионов и составление ионных
уравнений реакций. Реакции нейтрализации. Определение характера
среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные
реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-,
гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа).
Получение газообразны веществ. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Задания из банка ФИПИ.
Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции. Человек в
мире веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и
восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление
уравнений ОВР: метод электронного баланса. Основные типы
окислительновосстановительных реакций. Ряд стандартных электродных
потенциалов.
Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения
одного металла другим. Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Раздел 5. Расчётные задачи. Взаимосвязь различных классов
неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их
осуществления. Вычисление количества вещества, массы или объёма
вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов
или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого
вещества в растворе.
Раздел 6. Химический эксперимент. Правила безопасной работы в
школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение
смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII
групп и их соединений».
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их
соединения». Качественные реакции на катионы изученных металлов, а
также бария, серебра, кальция, меди и железа.
Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-,
сульфат-ионы, карбонат-, силикат-, фосфат-ионы, ион аммония и
гидроксид-ион). Отработка практических навыков.
Тематическое планирование.
Наименование разделов и тем
Количество часов
Раздел 1. Строение вещества и химическая связь.
Периодическая система
элементов Д.И. Менделеева.
4
3
Раздел 2. Классификация неорганических веществ и
их свойства.
Химические реакции.
Раздел 3. Теория электролитической диссоциации.
Реакции ионного обмена и ионные уравнения. Решение
задач
2
Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции.
Человек в мире веществ.
2
Раздел 5. Расчётные задачи.
3
Раздел 6. Химический эксперимент.
3
Итого:
17
Календарно - тематическое планирование
№
1
2-3
Содержание (разделы, темы)
Количество
часов
Раздел 1. Строение вещества и
химическая связь. Периодическая
система элементов Д.И. Менделеева.
Атомы и молекулы. Химический
элемент. Простые и сложные
вещества.
4
Строение атома. Строение
электронных оболочек атомов первых
20 химических элементов
Периодической системы Д.И.
Менделеева. Группы и периоды
1
1
Даты проведения
По плану
По факту
Периодической системы. Физический
смысл порядкового номера химического
элемента
4
1
2
3
1
2
1
2
1-2
Валентность. Степень
окисления химических элементов
Раздел 2. Классификация
неорганических веществ и их
свойства. Химические реакции
Классификация и номенклатура
неорганических веществ
Классификация химических реакций по
различным признакам:
количеству и составу исходных и
полученных веществ, изменению
степеней окисления химических
элементов, поглощению и выделению
энергии
Химическая реакция. Условия и
признаки протекания химических
реакций. Химические уравнения.
Сохранение массы веществ при
химических реакциях
Раздел 3. Теория электролитической
диссоциации. Реакции ионного
обмена и ионные уравнения. Решение
задач
1
Электролиты и неэлектролиты. Катионы
и анионы. Электролитическая
диссоциация кислот, щёлочей и солей
(средних)
Определение характера
среды раствора кислот и щёлочей с
помощью индикаторов. Качественные
реакции на ионы в растворе (хлорид-,
сульфат-, карбонат-, фосфат-,
гидроксид-ионы; ионы аммония, бария,
серебра, кальция, меди и
железа).
Раздел 4. Окислительно восстановительные реакции. Человек
в мире веществ
Окислительно-восстановительные
реакции. Окислитель и восстановитель
Химическое загрязнение окружающей
среды и его последствия. Человек в
мире веществ, материалов и химических
реакций.
Раздел 5. Расчётные задачи
1
Взаимосвязь различных классов
неорганических веществ. Реакции
ионного обмена и условия их
осуществления
1
3
1
1
1
2
1
2
1
1
3
3-4
5
1
2
3
Вычисление количества вещества,
массы или объёма вещества по
количеству вещества, массе или объёму
одного из реагентов или продуктов
реакции.
Вычисление массовой доли
растворённого вещества в растворе
Раздел 6. Химический эксперимент
1
Правила безопасной работы в школьной
лаборатории. Лабораторная посуда и
оборудование. Разделение смесей и
очистка веществ. Приготовление
растворов
Решение экспериментальных задач по
теме «Неметаллы IV–VII групп и их
соединений». Отработка практических
навыков.
Пробный ОГЭ (по материалам
СтатГрад)
Итого:
1
1
3
1
1
17
Список литературы для педагогов
1. ОГЭ-2023. Химия. Добротин Д. Ю. Типовые экзаменационные
варианты 30 вариантов. ФИПИ. – М., Национальное образование, 2022.
2. Методическая разработка по формированию естественнонаучной
грамотности на уроках химии и на внеурочных занятиях. Стук А.В. 2022.
Список литература для учащихся
1. ОГЭ-2023. Химия. Добротин Д. Ю. Типовые экзаменационные
варианты 30 вариантов. ФИПИ. – М., Национальное образование,
2022.
2. Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. – М.: Экзамен, 2005.
Электронные образовательные ресурсы
1. http://college.ru/himiya/
2. http://college.ru/himiya/
3. http://him.1september.ru/
4. http://school-sector.relarn.ru/nsm/
5. http://www.hij.ru/
6. http://chemistry.narod.ru/
7. http://him-school.ru/