РП Путь к грамотности 1-3 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ПУТЬ К
ГРАМОТНОСТИ"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к
грамотности» адресована учащимся 1-4 классов и разработана на основе
нормативных
документов:
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого
приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» от 16.10.2009г. No373. Пособие
является частью оригинального авторского курса «Путь к грамотности»,
разработанного в соответствии с Федеральным государственным
стандартом начального общего образования, программами по русскому
языку для общеобразовательной школы. Рабочая программа разработана в
соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Программа входит во
внеурочную деятельность по обще интеллектуальному направлению
развития личности. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Путь к грамотности» предназначена для обеспечения развития
познавательных и творческих способностей младших школьников и
направлена на I ступень начального общего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ПУТЬ К ГРАМОТНОСТИ"
- формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность
как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и
решать их;
- обучать детей разным способам поиска материала и разным видам
исследования;
- развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к
исследовательской деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ПУТЬ К ГРАМОТНОСТИ" В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Путь к грамотности» реализуется в общеобразовательном
учреждении в объеме 135 ч. Из них в 1 классе - 33 ч в год (при 1 ч в
неделю), во 2-4 классах - 34 ч в год (при 1 ч в неделю) Формы контроля при
изучении данного курса:
- мини – тестирование;

- защита проектов;
- конкурс

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ПУТЬ К ГРАМОТНОСТИ"
1 КЛАСС
33 ч (1 час в неделю) Раздел «Наш помощник – язык» (7 ч) Тема 1.
Знакомство с родным языком «Чудо из чудес» (1 ч) Знакомство с родным
языком «Чудо из чудес». Тема 2. Язык и речь – одно и то же? (1 ч)
Представление о языке и речи. Работа над пробным проектом (подбор
пословиц о речи). Лингвистическое исследование. Библиотечный урок. Тема
3. Как возник язык? (1 ч) Лингвистическое исследование. Библиотечный
урок. Тема 4. Какие языки есть на свете? (1 ч) Знакомство с
этимологическим анализом как методом исследования. Творческий продукт:
три языковые ветви. Тема 5. Возникновение речи у первобытных людей (1
ч) Лингвистическое исследование. Библиотечный урок. Тема 6. Первый
русский букварь (1 ч) Проект «Весёлый алфавит». Тема 7. Итоговое занятие:
«Веселая переменка». Раздел «Добрые звуки» (9 ч) Тема 1. Поиграем со
звуками (1 ч) Интеллектуальный тренинг. Тема 2. Звуки, которые нас
окружают (1 ч) Исследовательская работа. Тема 3. На сцене гласные (1 ч)
«Все о гласных буквах и звуках» - сетевой проект. Тема 4. Фонетические
задачки: «Колобок» (1 ч) Фонетический анализ гласных звуков. Тема 5.
Фонетические задачки: «Гуси-лебеди» (1 ч) Фонетический анализ согласных
звуков. Тема 6. Фонетические задачки: «Маша и медведь» (1 ч)
Фонетический анализ слов Тема 7. Фонетические задачки: «Морозко» (1 ч)
Фонетический анализ слов Тема 8. Фонетические задачки: «Иван-царевич и
Серый Волк» (1 ч) Фонетический анализ слов Тема 9. Итоговое занятие:
«Веселая переменка» (1 ч) Раздел «Живые буквы» (12 ч) Тема 1. Кто
повелевает буквами? (1 ч) Создание произведений любого жанра. Тема 2.
Что такое графика? (1 ч) Ролевые, игровые проекты. Тема 3. Как человек
научился писать? (1 ч) Исследование. Чтение и обсуждение фрагменты
сказки Р. Киплинга: «Как было написано первое письмо». Тема 4.
Пиктография (1 ч) Проект «Напиши письмо другу в рисунке». Тема 5.
История письменности (1 ч) Библиотечный урок. Тема 6. Древнерусский
алфавит (1 ч) Проект «Буква древнерусского алфавита в моем имени» Тема
7. Самая молодая буква современного русского языка. Путешествие в
библиотеку. Тема 8. Творческая мастерская «Древнерусские буквы» (1 ч)
Творческий проект. Тема 9. Забавный алфавит (1 ч) Изготовление книжки раскладушки «Забавный алфавит» Тема 10. Творческий проект «Живая
буква» (2 ч) Творческий проект. Тема 11. Защита проектов (1 ч) Раздел
«Мир слов» (5 ч) Тема 1. Для чего придуманы словари? (1 ч) Библиотечный

урок. Тема 2. Мир словарей (3 ч) Работа со словарями. Тема 3. Итоговое
занятие: «Веселая переменка» (1 ч) Практическое представление о речевой
ситуации (собеседники, цель и результат общения).
2 КЛАСС
34 ч (1 час в неделю) Раздел «Наш помощник – язык» (5 ч) Тема 1. Чудо
из чудес (1 ч) Понятие проект. Этапы проекта в «Волшебной незабудке».
Разработка пробного проекта «Любимый проект». Эксперимент и
лингвистическое исследование. Язык как средство общения. Тема 2. Язык и
речь – одно и то же? (1 ч) Тема проекта. Методы исследования.
Представление о языке и речи. Эксперимент: необычное чтение. Пословицы
о речи. Тема 3. Как возник язык? (1 ч) Цель, задачи, гипотеза проекта.
Возникновение речи у древних людей. Язык – слово многозначное.
Использование языка. Этимологический анализ как метод исследования.
Научное задание «Мои первые слова». Тема 4. Какие языки есть на свете? (1
ч) Информация и продукт проекта. Географическая карта – источник
информации. Самые распространенные языки в мире. Языковые ветви:
славянская, романская, германская. Тема 5. Защита проекта (1 ч) Этапы
проекта. Результаты исследования «Наши первые слова». Школа в античном
мире. Первый русский букварь. Разработка проекта «Деревенские школы».
Решение кроссворда. Раздел «Мир слов» (4 ч) Тема 6. Для чего придуманы
словари? (1 ч) Работа Для чего служит библиотека? Чем занимается
библиотекарь, библиограф? с толковым, историческим, этимологическим,
словообразовательным, орфографическим, фразеологическим словарями.
Тема, цель и задачи проекта «Мир слов». Тема 7. Архаизмы, неологизмы,
омонимы (1 ч) Симпозиум «Мир слов». Рождение и старение слов:
неологизмы и архаизмы. Многозначность слов: омонимы. Тема 8.
Синонимы и антонимы (1 ч) Лексическая группа слов: синонимы и
антонимы. Книжная и разговорная речь. Исследование стихотворного текста
В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Тема 9. Защита
проекта по лексике (1 ч) КВН «Мир слов». Разработка мини-проекта
«Визитная карточка». Исследование текста «Рыцарь русского слова» о
выдающемся ученом В.И. Дале. Презентация рекламы толкового словаря.
Словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Раздел «Добрые звуки» (14
ч) Тема 10. Поиграем со звуками (1 ч) Фонетика. Звуки, которые нас
окружают. Низкие и высокие, светлые и темные звуки. Эксперимент как
метод исследования. Этапы работы над проектом: формулирование цели и
задач проекта. Анаграммы. Тема 11. Транскрипция (1 ч) Распределение

обязанностей для выполнения проекта. Назначение транскрипции.
Исследование транскрибированных текстов. Тема 12. Слабые и сильные
позиции звуков (1 ч) Анализ как метод исследования. Слабая и сильная
позиция. Игра «Я знаю орфограмму». Исследование звучащей речи – текста
детской песни. Тема 13. Тайна фонемы (1 ч) Звуки-смыслоразличители.
Фонема. Ключ к тайне фонемы – определение позиции звука. Наблюдение
как метод исследования. Тема 14. Фонемные и нефонемные правила (1 ч)
Фонемные и нефонемные правила. Статистический анализ. Непроверяемые
и проверяемые сочетания звуков. Тема 15. На сцене гласные! (1 ч)
Назначение гласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод
исследования. Творческий продукт – ода о гласных. Тема 16. «Опасные»
согласные (1 ч) Назначение согласных. Мозговой штурм. Эксперимент как
метод исследования. Творческий продукт – конспект о звуках. Метаграммы.
Тема 17. Выходим на главное правило (1 ч) Проверка безударных гласных и
«сомнительных» согласных. Пиктограмма по песне о проверке орфограмм.
Тема 18. Фонетическая задачка «Колобок» (1 ч) Фонетический анализ
гласных звуков. Синонимы. Работа с энциклопедиями: «Растения»,
«Птицы», «Грибы». Творческий продукт – эскиз домиков для гласных и
согласных звуков. Тема 19. Фонетическая задачка «Гуси-лебеди» (1 ч)
Фонетический анализ согласных звуков. Антонимы. Творческий продукт –
«Ротонда для гласных» и «Небоскреб для согласных звуков». Тема 20.
Фонетическая задачка «Маша и Медведь» (1 ч) Фонетический анализ
твердых и мягких согласных звуков. Синонимы. Транскрипция слов.
Критерии оценки проектных работ. Тема 21. Фонетическая задачка
«Морозко» (1 ч) Фонетический анализ звонких и глухих согласных звуков.
Устаревшие и современные слова. Работа с фразеологизмами и
пословицами. Тема 22. Фонетическая задачка «Иван-царевич и Серый Волк»
(1 ч) Фонетический анализ гласных и согласных звуков. Графический
диктант. План защиты проекта. Тема 23. Защита проектов по фонетике (1 ч)
Презентация творческих продуктов и защита проектов по фонетике. Раздел
«Живые буквы» (11 ч) Тема 24. Кто повелевает буквами? (1 ч) Виды
проектов. Графика. Этапы работы над проектом: формулирование цели и
задач проекта. Тема 25. Как человек научился писать? (1 ч) История
письменности. Беседа по сказке Р. Киплинга «Как было написано первое
письмо». Творческий продукт – иллюстрирование сказки. Тема 26.
Пиктография (1 ч) Самый древний вид письменности – пиктография.
Пиктографическое письмо. Творческий продукт – письмо друг другу в
рисунках. Детские песни в рисунках. Ребусы. Тема 27. История

письменности (1 ч) Картинное письмо – пиктография. Иероглифы –
идеография. Звуковое и слоговое письмо. Финикийское письмо. Греческий,
латинский алфавит. Славянская азбука. Творческий продукт – конспект
«История письменности». Тема 28. Древнерусский алфавит (1 ч) История
русского алфавита. Латиница и кириллица. Кирилл и Мефодий – создатели
славянской азбуки. Информационный продукт – плакат «Древнерусский
алфавит». Тема 29. Самая молодая буква современного русского языка (1 ч)
Гипотезы и аргументы. Преобразования русского алфавита: Карамзин Н.М.,
Петр Первый, Дашкова Е.Р., Державин Г.Р., Даль В.И., Толстой Л.Н. Сказка
о букве Ё. Тема 30. Творческая мастерская: древнерусские буквы (1 ч)
Творческий продукт «Буква древнерусского алфавита в моем имени».
Акростих. Тема 31. Забавный алфавит (1 ч) Алфавитный порядок букв.
Эксперимент «На что похожи буквы?». Творческий продукт – плакат
«Город из букв». Тема 32. Каллиграфия (1 ч) Каллиграфия – это
необыкновенное искусство. Буквица. Красная строка. Лигатуры.
Использование искусства каллиграфии в настоящее время. Тема 33. Защита
проектов по графике (1 ч) Презентация творческих продуктов и защита
проектов по графике. Тема 34. Конкурс «Грамотеи» (1 ч) Путешествие в
царства Фонетики и Графики. Особенности букв и звуков. Игра «Самые
умные». Фонетическая эстафета. Калейдоскоп графики.
3 КЛАСС
34 ч (1 час в неделю) Раздел «Части речи» (13 ч) Тема 1. Проекты дают
знания (1 ч) Беседа о проектах. Этапы проекта в «Волшебной незабудке».
Раздел русского языка - морфология. Эксперимент и лингвистическое
исследование. Оценка и отметка. Игра «Крестики-нолики» в
интеллектуальном тренинге: мета-граммы, шарады, хитрые вопросы,
логогрифы, перевертыши, песенный марафон, анаграммы, ребусы, загадки.
Тема 2. Для чего нам словари? (1 ч) Посещение библиотеки. Работа со
словарями Тема 3. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы
(1 ч) Разработка группового проекта. Самостоятельная работа по сбору
информации к проекту. Интеллектуальный тренинг. Критерии оценки
проектных работ. Тема 4. Защита проекта по лексике (1 ч) Защита
индивидуальных и групповых проектов по лексике. Презентация
информационных и творческих продуктов. Вопросы проектантам и оценка
проектных работ. Тема 5. Поиграем со звуками (1 ч) Анализ информации.
Исследование звучащей речиТема 6. Слабые и сильные позиции звуков (1 ч)
Фонетический анализ Тема 7. Фонетические задачки (1 ч) Презентация

творческих продуктов Тема 8. Защита проектов по фонетике (1 ч) Темы
проектов по морфологии Тема 9. В гостях у частей речи (1 ч) Методы
исследования: анализ и синтез. Разработка коллективного проекта «Части
речи». Самостоятельные и служебные части речи. Тематика проектов по
морфологии. Мозговой штурм и мини-тест. Интеллектуальный тренинг.
Тема 10. Все, что существует (1 ч) Распределение обязанностей в группе при
работе над проектом. Карточка участника проекта. Разработка группового
проекта «Паспорт имени существительного». Мозговой штурм: частотность
части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи.
Интеллектуальный тренинг. Информационный и творческий продукт
проекта. Тема 11. Прилагательное (1 ч) Разработка группового проекта
«Паспорт имени прилагательного»: грамматические признаки, частотность
части речи. Морфологическая задачка «Приключения Буратино».
Интеллектуальный тренинг. Тема 12. Глагол (1 ч) Разработка группового
проекта «Паспорт глагола»: грамматические признаки, частотность части
речи. Мини-тест и интеллектуальный тренинг. Творческий продукт проекта:
сказка-загадка «Жизнь сказочного героя». Тема 13. Защита проектов по
морфологии (1 ч) Защита индивидуальных и групповых проектов по
морфологии. Презентация информационных и творческих продуктов.
Вопросы проектантам и оценка проектных работ. Раздел «Состав слова» (8
ч) Тема 14. Из чего состоят слова? Зрим в корень! (1 ч) Работа по толковому
словарю. Самоанализ «После защиты проекта»: мыслительные,
информационные, деятельностные, коммуникативные умения. Раздел
русского языка — морфемика, тематика проектов по морфемике.
Проблемные вопросы, проблемная ситуация. Интеллектуальный тренинг.
Наблюдение как метод исследования, его составляющие: описание,
измерение, сравнение. Лингвистический анализ с помощью словарей:
толкового, фразеологического, словообразовательного. Дедукция как метод
познания. Игра «Родственные слова». Интеллектуальный тренинг. Тема 15.
Окончание и основа (1 ч) Помощники в работе над проектом. Мини-тест,
исследование с помощью методов сравнения и индукции. Работа с
толковым и лингвистическим словарями. Омонимы, антонимы. Поисковик,
интеллектуальный тренинг. Тема 16. Приставки-труженицы (1 ч) Индукция
как метод познания. Исследование: неизменяемые, изменяемые и
иноязычные приставки. Интеллектуальный тренинг. Тема 17. Говорящие
суффиксы (1 ч) Электронный помощник в работе над проектом: компьютер,
системный блок, монитор, клавиатура, мышка, звуковые колонки, принтер,
сканер. Разработка коллективного проекта «Суффиксы частей речи» с

помощью методов индукции и дедукции. Работа с толковым словарем. Роль
суффиксов в определении части речи, мозговой штурм. Словообразующие и
формообразующие суффиксы. Интеллектуальный тренинг. Тема 18.
Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных (1ч) Знакомство с
программой Microsoft Word. Разработка группового проекта «Суффиксы
существительных» в ходе симпозиума. Работа с толковым словарем.
Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор
имен существительных, создание информационного продукта.
Интеллектуальный тренинг. Программа Microsoft Word, порядок работы.
Разработка группового проекта «Суффиксы прилагательных» в ходе
симпозиума. Работа с толковым словарем. Исследование с помощью
методов анализа и синтеза, морфемный разбор имен прилагательных,
создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг. Тема 19.
Суффиксы глаголов (1 ч) Программа Microsoft Word, порядок работы.
Разработка группового проекта «Суффиксы глаголов» в ходе симпозиума.
Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор
глаголов, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.
Тема 20. Интерфикс и постфикс (1 ч) Разработка мини-проекта «Интерфикс
и постфикс». Работа с толковым словари. Мини-тест, поисковик, подготовка
к защите проектов. План выступления на защите проекта (устный и
письменный). Создание творческого продукта: пластический образ морфем.
Интеллектуальный тренинг. Тема 21. Слова замаскировались (1 ч) Критерии
оценки проектных работ. Предзащита проекта. Морфемный разбор слов в
форме игры «Слова замаскировались». Раздел «Правописание» (14 ч) Тема
22. Где прячутся ошибки? (1 ч) Самоанализ «После защиты проекта».
Работа с толковым словарем. Тематика проектов по орфографии. Поиск
информации в ходе игры «Я знаю орфограмму». Орфография, орфограммы,
слабая и сильная позиции звуков, ассоциации. Интеллектуальный тренинг.
Тема 23. Самоинструкция (1 ч) Работа с толковым словарем. Алгоритм —
порядок действий. Разработка коллективного проекта «Алгоритм
грамотности». Исследование разделов русского языка: фонетики,
морфологии, морфемики, орфографии, графики — с помощью методов
синтеза и анализа. Создание творческого продукта — опорного конспекта.
Тема 24. Орфограммы в стихах (1 ч) Разработка группового проекта
«Проверяемые орфограммы в стихах и песнях». Рифма, размер стиха,
способ рифмовки. Исследование, создание творческого продукта,
интеллектуальный тренинг. Тема 25. Что нельзя проверить? (1 ч) Разработка
группового проекта «Непроверяемые орфограммы». Исследование с

помощью методов индукции и дедукции. Работа в группах. Викторина,
интеллектуальный тренинг. Создание информационного продукта. Тема 26.
Этимология (1 ч) Этимология — раздел русского языка. Работа с толковым,
этимологическим словарями и словарем иностранных слов. Способы
объяснения и запоминания написания непроверяемых орфограмм.
Поисковик, работа в группах. Создание творческого продукта — словарного
лото «Календарь природы». Интеллектуальный тренинг. Тема 27. Школа
эйдетики (1 ч) Игра в словарное лото «Календарь природы». Особенности
школы эйдетики. Способ запоминания информации с помощью ассоциаций.
Развитие образной памяти в играх «Ожившие цифры», «Лови мяч — дари
ассоциацию», «Раз, два, три — замри!». От метода исследования —
аналогия к созданию информационного продукта. Тема 28. Образ слова (1 ч)
Работа с толковым словарем. Школа эйдетики, игры на развитие образной
памяти «Пантомима», «Геометрические фигуры вокруг нас». Разработка
коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов». Обозначение
слабой и сильной позиций звуков. Создание творческого продукта —
тематического словаря слов с непроверяемыми написаниями. Тема 29.
Цепочки ассоциаций (1 ч) Школа эйдетики, игры на развитие логического
мышления и двигательной памяти «Цепочка слов», «Актер театра».
Разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов»,
алгоритм работы. Работа с этимологическим словарем. Создание
творческого продукта — тематического словаря слов с непроверяемыми
написаниями. Тема 30. Стоп! Перенос! (1 ч) Школа эйдетики, игры на
развитие слуховой и тактильной памяти «Разгадай звуки», «Что в
мешочке?». Разработка коллективного проекта «Перенос слова». Правила
переноса; слог, дефис, тире. Создание творческого продукта — песни.
Интеллектуальный тренинг. Тема 31. Предлоги и приставки (1 ч) Школа
эйдетики, игры на развитие образной памяти «Слова спрятались в одежде»,
«Живые буквы». Исследование общих и отличительных признаков у
приставок и предлогов с помощью методов исследования: сравнения,
индукции. Подготовка к защите проектов, план выступления (устный и
письменный). Интеллектуальный тренинг. Тема 32. Пишем раздельно (1 ч)
Школа эйдетики, игры на развитие двигательной и речевой памяти «Что
вокруг нас?», «Всё сначала». Обобщение знаний и создание творческого
продукта — танца в стиле «рэп». Предзащита групповых проектов.
Критерии оценки проектной работы. Советы по выступлению. Тема 33.
Защита проектов по правописанию (1ч) Защита групповых проектов.
Презентация творческих и информационных продуктов: сказок, песен,

танцев, стихов, алгоритма грамотности. Вопросы проектантам и оценка
проектных работ. Тема 34. Конкурс «Что написано пером, того не вырубишь
топором» (1ч) Применение знаний на практике в ходе конкурсной
программы. Обобщение материала по изученным разделам русского языка:
лексике, фонетике, морфологии, морфемике, орфографии, графике.
Подведение итогов работы над проектами.
4 КЛАСС
34 ч (1 час в неделю) Раздел «Синтаксис» (10 ч) Тема 1. Как прекрасен
наш язык! (1ч) Понятия и этапы, составляющие проект. Цель и задачи
итогового проекта «Путь к грамотности». Работа с толковым словарем.
Синтаксис - раздел русского языка. Методы исследования: анализ и синтез,
индукция, наблюдение. Игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что
за орфограмма?». Создание творческого продукта - стихотворения о
русском языке в форме синквейна. Тема 2. Королевство предложений (1ч)
Эксперимент как метод исследования. Преобразование текста детской
песни. Грамматика предложений. Тематика проектов по синтаксису.
Создание творческого продукта — плаката «Королевство предложений».
Тема 3. Виды предложений (1ч) Разработка группового проекта
«Королевство предложений». Опорный конспект «Виды предложений».
Цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания.
Наблюдение как метод познания. Работа с толковым словарем. Презентация
материала к проекту в виде песни. Создание творческого продукта —
пиктограммы. Тема 4. Кто здесь главный? (1 ч) Разработка группового
проекта «Главные члены предложения». Грамматическая основа
предложения. Как использовать анализ, синтез и эксперимент при
исследовании. Алгоритм синтаксического разбора предложений.
Интеллектуальный тренинг. Тема 5. Дружба слов (1ч) Разработка
группового проекта «Друзья - словосочетания». Создание информационного
продукта - паспорта словосочетаний. Мозговой штурм. Сравнение - метод
исследования. Мини-тест, интеллектуальный тренинг. Тема 6. Дополнение
(1ч) Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения».
Дополнение: чем выражено, графическое изображение. Косвенные падежи.
Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки
«Знайка на Луне». Интеллектуальный тренинг. Тема 7. Определение (1ч)
Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения».
Определение: чем выражено, графическое изображение. Алгоритм
синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Нарисую

грамоту». Государственный символ: флаг, значение цветов российского
флага. Групповая работа по толковому, этимологическому словарям,
словарю синонимов. Поисковик, интеллектуальный тренинг. Тема 8.
Обстоятельство (1ч) Разработка группового проекта «Второстепенные
члены предложения». Обстоятельство: чем выражено, графическое
изображение. Виды обстоятельств. Алгоритм синтаксического разбора.
Решение синтаксической задачкой «Русская изба». Работа с толковым
словарем. Подготовка к защите проекта, критерии оценки проектной
работы. Поисковик, чтение скороговорок. Тема 9. Родня в предложении (1ч)
Разработка группового проекта «Однородные члены предложения». Виды
однородных членов предложения: чем выражены, графическое
изображение. Мозговой штурм. Алгоритм синтаксического разбора.
Решение синтаксической задачки «Незнайка в Солнечном городе».
Интеллектуальный тренинг, мини тест. Предзащита проекта. Тема 10.
Защита проектов по синтаксису (1 ч) Защита групповых проектов.
Презентация творческих и информационных продуктов: конспектов,
плакатов, игр, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Раздел «Пунктуация» (6 ч) Тема 11. Знаки препинания (1ч) Самоанализ
«После защиты проекта». Назначение пунктуации. Тематика проектов по
пунктуации. Работа с толковым словарем. Разработка группового проекта
«Знаки препинания». Интеллектуальный тренинг. Тема 12. Обращение (1ч)
Назначение и алгоритм работы по программе Microsoft Office Power Point,
компьютерная презентация, слайд, анимация. Разработка группового
проекта «Решите обратиться!». Роль обращения, постановка знаков
препинания. Создание информационного продукта - схем предложений с
обращением. Интеллектуальный тренинг. Тема 13. Как пишут письма? (1 ч)
Разработка коллективного проекта «Я к вам пишу». Сбор информации об
особенностях написания писем. Правила переписки, план личного письма,
приветствие, обращение, поздравительный текст, электронное письмо. Игра
«Шиворот- навыворот». Создание творческого продукта - написание
письма. Тема 14. Эксперты предложений (1ч) Работа с толковым словарем.
Экспертиза предложений. Методы исследования: сравнение, анализ.
Мозговой штурм, эксперимент. Решение синтаксической задачки «Новый
год в Простоквашино». Простое и сложное предложение, грамматическая
основа. Тема 15. Грамматическое исследование (1ч) Подготовка к защите
проекта, план выступления (устный и письменный). Мозговой штурм:
взаимосвязь морфологии, синтаксиса и пунктуации. Алгоритм
пунктуационной грамотности. Интеллектуальный тренинг. Тема 16. Защита

проектов по пунктуации (1 ч) Защита групповых проектов. Презентация
творческих и информационных продуктов: плакатов, компьютерной
презентации, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Раздел «Морфология» (18 ч) Тема 17. Неутомимые глаголы (1ч)
Самоанализ «После защиты проекта»: мыслительные, информационные,
деятельностные, коммуникативные умения. Разработка группового проекта
«Неутомимые глаголы», мозговой штурм. Назначение и роль глаголов в
речи, обобщение информации на аукционе знаний. Тема 18. Спряжение
глаголов (1ч) Школа эйдетики, игра на развитие двигательной памяти
«Догони зверька», прием ассоциаций. Решение грамматической задачки
«Сказка о спряжении глагола», личное окончание глаголов.
Интеллектуальный тренинг. Создание творческого продукта — сочинение
сценария сказки. Тема 19. Алгоритм правописания (1ч) Алгоритм записи
безударных окончаний глаголов: инфинитив, суффикс, спряжение,
окончание. Мозговой штурм с помощью методов исследования: синтеза и
анализа. Создание информационного продукта - таблицы личных окончаний
глаголов. Решение орфографической задачки, интеллектуальный тренинг.
Тема 20. Всезнающие существительные (1ч) Разработка группового проекта
«Всезнающие существительные». Морфологические признаки имени
существительного: категория рода и числа, общий род. Интеллектуальный
тренинг, творческий продукт. Тема 21. Склонение существительных (1ч)
Разработка мини-проекта «Разносклоняемые имена существительные».
Склонение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма,
падеж. Решение морфологической задачки «Аленький цветочек».
Интеллектуальный тренинг, творческий продукт. Тема 22. Слово о падежах
(1ч) Работа с толковым словарем. Разработка мини-проекта «Слово о
падежах». Прямой и косвенные падежи. Создание информационного
продукта — таблицы падежей и предлогов с помощью метода исследования
(наблюдение). Интеллектуальный тренинг. Тема 23. Великолепная шестерка
падежей (1 ч) Разработка мини-проекта «Слово о падежах». Работа в
группах, эксперимент, сбор информации окончание, склонение, частотность
падежей, местный, звательный падежи, письменная, деловая, разговорная,
политическая, научная речь. Презентация материала, творческий продукт.
Тема 24. Слова-помощники (1ч) Алгоритм правописания безударных
окончаний имен существительных; таблицы, формулы, предлоги, словапомощники. Варианты использования метода дедукции. Интеллектуальный
тренинг, творческий продукт. Тема 25. Морфологический разбор
существительного (1ч) Использование синтеза как метода исследования.

Алгоритм морфологического разбора имени существительного: постоянные
и непостоянные признаки. Решение морфологической задачки «Веселая
ярмарка». Интеллектуальный тренинг, викторина. Тема 26. Чувствительные
прилагательные (1ч) Беседа об именах прилагательных: признак предмета,
главное и зависимое слова, эпитет. Решение морфологической задачки «Что
задумано?», «Кто задуман?». Характеристика человека: черты характера,
способности, волевые качества, эмоциональное состояние, отношение к
людям, делу. Интеллектуальный тренинг. Тема 27. Полезная краткость (1ч)
Сравнение как метод исследования. Работа с толковым словарем. Краткая и
полная форма имен прилагательных. Значение и роль имен прилагательных
в предложении. Решение морфологической задачки «Как я хорош!»: резюме,
шаблон, качества характера человека. Интеллектуальный тренинг. Тема 28.
Доброта мягкого знака (1ч) Анализ и синтез в проекте. Обобщение знаний о
мягком знаке: буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и
грамматический мягкий знак. Презентация знаний в «Песне про мягкий
знак». Решение орфографической задачки «Мышка-норушка» в
интеллектуальном тренинге. Тема 29. Суровость твердого знака (1ч) Роль
справочной литературы при разработке проекта. Сбор информации об
истории буквы «ер». Поисковик: разделительный твердый знак в
пословицах и фразеологизмах. Пластический этюд. Решение
орфографической задачки «Заяц Хваста». Интеллектуальный тренинг. Тема
30. Конкурс «Грамотеи» (1ч) Самопроверка с помощью мини-теста:
проблема, тема, цель, задачи проекта, гипотеза исследования. Значение
категорий и понятий изученных разделов русского языка для грамотности.
Интеллектуальный тренинг. Тема 31. Путь к грамотности (1ч) Самопроверка
с помощью мини-теста: поиск информации, продукт проекта. Алгоритм
орфографической и пунктуационной грамотности. Тема 32. Подготовка к
защите проекта (1ч) Самопроверка с помощью мини-теста: презентация
проекта, выступление. Беседа: интересные факты о письменности и книгах.
Подготовка к защите проекта. Тема 33. Защита проекта (1ч) Защита
итогового проекта. Презентация творческих и информационных продуктов
(спектакль, компьютерная презентация, плакаты, поделки, справочное
пособие, созданное учащимися). Вопросы проектантам и оценка проектных
работ. Тема 34. Лингвистические посиделки (1ч) Самоанализ «После
защиты проекта». Конкурс чтецов «Язык, великолепный наш язык».
Подведение итогов изучения курса «Путь к грамотности».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация
учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,
ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к
моральной децентрации. Формирование средствами литературных
произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка
умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметным результатом изучения курса во 2 - 4 классах является
формирование следующих универсальных учебных действий.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся
овладевают всеми типами учебных действий, включая способность
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию
(в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Использование знаково-символических средств представления информации
о книгах. Использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся
научатся использовать знаково-символические средства, в том числе
овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся
приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера),
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух
целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно

интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про
себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей
использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного,
учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на
вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в
беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под
руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить
портретные
характеристики
героев.
Пересказывать
повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя
составлять план повествования (вопросительный, номинативный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам.
Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям. Находить
в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание,
сравнение), поднимать их роль в произведении, использовать
выразительные средства языка в собственном высказывании.
Объяснить значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словарей.
2 КЛАСС
Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух
целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно
интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про
себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей
использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного,
учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на
вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в
беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под
руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить
портретные
характеристики
героев.
Пересказывать

повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя
составлять план повествования (вопросительный, номинативный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам.
Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям. Находить
в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание,
сравнение), поднимать их роль в произведении, использовать
выразительные средства языка в собственном высказывании.
Объяснить значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словарей.
3 КЛАСС
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений),
сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая
смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей
обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное,
ознакомительное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного,
учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический
материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах,
подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к
почитанным произведениям, в том числе проблемного характера;
участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и
под руководством взрослого главную мысль прочитанного или
прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера.
Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).
Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).
Характеризовать героев произведения по заданным критериям, а также
самостоятельно определять критерии для сравнения.
Находить
в
тексте
средства
художественной
выразительности
(олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении,
использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и других источников информации.
4 КЛАСС

Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со
скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без
искажений), сознательно и выразительно (передавать своё отношение к
читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с
учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее,
выборочное, ознакомительное, просмотровое).
Воспринимать фактическое содержание художественного, научнопознавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический
материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах,
подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к
прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;
участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его
героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль
прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев,
описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно,
сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения.
Составлять план текста (вопросительный, номинативный, цитатный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
устанавливать связь между поступками, мыслями, чувствами героев.
Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по
предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для
сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении;
использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих
чувств, мыслей, оценки прочитанного.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и других источников информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Наш помощник – язык

7

2

Добрые звуки

9

3

Живые буквы

12

4

Мир слов

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

Практические
работы

0
0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Наш помощник – язык

5

2

Мир слов

4

3

Добрые звуки

14

4

Живые буквы

11

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Практические
работы

0
0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Части речи

13

2

Состав слова

8

3

Правописание

13

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Синтаксис

10

2

Пунктуация

6

3

Морфология

18

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Знакомство с родным языком «Чудо
из чудес».

1

2

Язык и речь – одно и то же?

1

3

Как возник язык?

1

4

Какие языки есть на свете?

1

5

Возникновение речи у первобытных
людей.

1

6

Первый русский букварь.

1

7

Итоговое занятие: «Веселая
переменка».

1

8

Поиграем со звуками.

1

9

Звуки, которые нас окружают.

1

10

На сцене гласные

1

11

Фонетические задачки: «Колобок»

1

12

Фонетические задачки: «Гусилебеди»

1

13

Фонетические задачки: «Маша и
медведь»

1

14

Фонетические задачки: «Морозко»

1

15

Фонетические задачки: «Иван-

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

царевич и Серый Волк»
16

Итоговое занятие: «Веселая
переменка»

1

17

Кто повелевает буквами?

1

18

Что такое графика?

1

19

Как человек научился писать?

1

20

Пиктография

1

21

История письменности

1

22

Древнерусский алфавит

1

23

Самая молодая буква современного
русского языка

1

24

Творческая мастерская
«Древнерусские буквы»

1

25

Забавный алфавит

1

26

Творческий проект «Живая буква»

2

27

Защита проектов

1

28

Для чего придуманы словари?

1

29

Мир словарей

3

30

Итоговое занятие: «Веселая
переменка»

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

0

0

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Чудо из чудес

1

2

Язык и речь – одно и то же?

1

3

Как возник язык?

1

4

Какие языки есть на свете?

1

5

Защита проекта «Деревенские
школы».

1

6

Для чего придуманы словари?

1

7

Архаизмы, неологизмы, омонимы

1

8

Синонимы и антонимы

1

9

Защита проекта по лексике
«Визитная карточка».

1

10

Поиграем со звуками

1

11

Транскрипция

1

12

Слабые и сильные позиции звуков

1

13

Тайна фонемы

1

14

Фонемные и нефонемные правила

1

15

На сцене гласные!

1

16

«Опасные» согласные

1

17

Выходим на главное правило

1

18

Фонетические задачки: «Колобок»

1

19

Фонетические задачки: «Гуси-

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

лебеди»
20

Фонетические задачки: «Маша и
медведь»

1

21

Фонетические задачки: «Морозко»

1

22

Фонетические задачки: «Иванцаревич и Серый Волк»

1

23

Защита проектов по фонетике

1

24

Кто повелевает буквами?

1

25

Как человек научился писать?

1

26

Пиктография

1

27

История письменности

1

28

Древнерусский алфавит

1

29

Самая молодая буква современного
русского языка

1

30

Творческая мастерская:
древнерусские буквы

1

31

Забавный алфавит

1

32

Каллиграфия

1

33

Защита проектов по графике

1

34

Конкурс «Грамотеи»

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Проекты дают знания

1

2

Для чего нам словари?

1

3

Синонимы, антонимы, омонимы,
архаизмы и неологизмы

1

4

Защита проекта по лексике

1

5

Поиграем со звуками

1

6

Слабые и сильные позиции звуков

1

7

Фонетические задачки

1

8

Защита проектов по фонетике

1

9

В гостях у частей речи

1

10

Все, что существует

1

11

Прилагательное

1

12

Глагол

1

13

Защита проектов по морфологии

1

14

Из чего состоят слова? Зрим в корень!

1

15

Окончание и основа

1

16

Приставки-труженицы

1

17

Говорящие суффиксы

1

18

Суффиксы существительных.
Суффиксы прилагательных

1

19

Суффиксы глаголов

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

20

Интерфикс и постфикс

1

21

Слова замаскировались

1

22

Где прячутся ошибки?

1

23

Самоинструкция

1

24

Орфограммы в стихах

1

25

Что нельзя проверить?

1

26

Этимология

1

27

Школа эйдетики

1

28

Образ слова

1

29

Цепочки ассоциаций

1

30

Стоп! Перенос!

1

31

Предлоги и приставки

1

32

Пишем раздельно

1

33

Защита проектов по правописанию

1

34

Конкурс «Что написано пером, того не
вырубишь топором»

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Как прекрасен наш язык!

1

2

Королевство предложений

1

3

Виды предложений

1

4

Кто здесь главный?

1

5

Дружба слов. Мини-тест.

1

6

Дополнение.

1

7

Определение.

1

8

Обстоятельство.

1

9

Родня в предложении. Мини-тест.

1

10

Защита проектов по синтаксису.

1

11

Знаки препинания.

1

12

Обращение.

1

13

Как пишут письма?

1

14

Эксперты предложений

1

15

Грамматическое исследование.

1

16

Защита проектов по пунктуации.

1

17

Неутомимые глаголы.

1

18

Спряжение глаголов.

1

19

Алгоритм правописания.

1

20

Всезнающие существительные.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

21

Склонение существительных.

1

22

Слово о падежах.

1

23

Великолепная шестерка падежей.

1

24

Слова-помощники.

1

25

Морфологический разбор
существительного.

1

26

Чувствительные прилагательные.

1

27

Полезная краткость.

1

28

Доброта мягкого знака.

1

29

Суровость твердого знака.

1

30

Конкурс «Грамотеи».

1

31

Путь к грамотности.

1

32

Подготовка к защите проекта.

1

33

Защита проекта.

1

34

Лингвистические посиделки.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://моиуроки.рф/
https://www.yaklass.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».