Аннотация к рабочей программе учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5-6 классы
Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовнонравственной культуры народов России» (предметная область «Основы
духовно- нравственной культуры народов России») (далее соответственно –
программа по ОДНКНР, ОДНКНР) включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
ОДНКНР.
Пояснительная записка.
Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной
рабочей программы воспитания.
В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с
федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на уровне основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Учебный курс
«Основы духовно- нравственной культуры народов России» носит
культурологический и воспитательный характер, главный результат
обучения ОДНКНР – духовно- нравственное развитие обучающихся в духе
общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных
российских духовно-нравственныхценностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают
возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в
рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем
родной страны, находить в истории российского общества существенные
связи с традиционной духовно-нравственной культурой России.
Курс ОДНКНР формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности
содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям
возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают
представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной
культурой, обусловленности культурных реалий современного общества
его духовно-нравственным обликом, изучают основные компоненты
культуры, еёспецифические инструменты самопрезентации, исторические и
современные особенности духовно-нравственного развития народов
России.
Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование
нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося
и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня
(Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное
государство с едиными для всех законами, общероссийскими духовнонравственными и культурными ценностями), на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных
традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит
обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает
важность культурологического, а не конфессионального подхода,
отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании
ОДНКНР означает важность терминологического единства, необходимость
освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и
усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих
элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и
религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии включает отбор тем и содержания курса согласно
приоритетным зонам ближайшего развития для 5–6 классов, когнитивным
способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию
гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип
формирования
гражданского
самосознания
и
общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе
изучения курса ОДНКНР включает осознание важности наднационального
и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине.
Данный принцип реализуется через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом
развитии.
Целями изучения учебного курса ОДНКНР являются:
формирование
общероссийской
гражданской
идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного
пространства) России в контексте процессов этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения и
мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному
народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также
способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития Российской
Федерации.
Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи:
овладение
предметными
компетенциями,
имеющими
преимущественное значение для формирования гражданской идентичности
обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей
и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы,истории, изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных
суждений,оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов Российской Федерации;
содействие
осознанному
формированию
мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских
духовно- нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания
через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности
социального взаимодействия, гражданской идентичности.
Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений обучающихся
о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и
светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начального общего образования;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов Российской Федерации, их роли в развитии современного
общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в
семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на
соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание
своихобязанностей перед обществом и государством;
воспитанию патриотизма, уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов Российской
Федерации, толерантному отношению к людям другой культуры, умению
принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и
особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе
поиска общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся
в
преобладании
этических,
интеллектуальных,
альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского
общества, объединяющих светскость и духовность;
формированию ответственного отношения к учению и труду,
готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, способности их
применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории
и культуре Российской Федерации и современном обществе, давать
нравственные оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в
отборе, использовании и структурировании информации, а также
возможностей
для
активной
самостоятельной
познавательной
деятельности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР,
– 68 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час
в неделю).
Рабочая программа включает в себя:
• Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
(личностные, метапредметные, предметные);
• Содержание учебного предмета, курса;
• Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Срок реализации программы 2 года.